«Частные камеры» фиксации нарушений ПДД могут запретить

Генпрокуратура проверит законность использования камер «частниками» и усилит контроль за законностью использования частными компаниями камер видеофикации нарушений, заявил «Ъ» представитель надзорного ведомства

По словам Александра Куренного,  прокуратура и так регулярно осуществляет проверку законности работы той или иной компании, действующей в рамках концессионного соглашения с властями, и при этом нарушения выявляются регулярно.

Однако в обозримом будущем такой контроль будет усилен.

Как работают «частники»?

В 2014 году был подготовлен закон, разрешивший сторонним компаниям эксплуатировать частные комплексы видеофксации нарушений. Вся собранная информация передавалась в ГИБДД для оформления штрафа. А компания-оператор камер получала фиксированную премию за каждое выявление нарушение.

Автоправозащитники неоднократно обращали внимание на тот факт, что мобильные комплексы, эксплуатируемые частными компаниями, становятся не способом предотвращения нарушений, а лишь средством заработка.

Камеры размещаются в местах, где действительно совершается наибольшее число правонарушений в виде нарушений скоростного режима, но это никак не способствует профилактике незаконного поведения водителей. Не исключено и противозаконное использование камер – например, в  зоне действия временных или устаревших знаков.

И вот теперь, якобы, генеральная прокуратура обещает навести порядок.

Что думают власти?

Еще в феврале 2019 года Максим Акимов, занимающий пост вице-премьера, отмечал, что все камеры необходимо вновь передать в ведение ГИБДД, поскольку мероприятие явно не соответствует изначальным целям, для которых оно задумываюсь.

В этой связи была подвергнута критике и недавняя инициатива об увеличении штрафов за превышение скорости в 6 раз. Об этом жестко высказались как представители автомобильного сообщества, так и ряд чиновников – в текущих условиях это лишь станет дополнительной кормушкой для частных лиц, являющихся «держателями камер».

Альтернативная позиция

Вместе с тем, многие не видят особой разницы в том, кто и  как использует данные камеры. Если устройство видеофи5сации размещено на участке дороге, где скорость ограничена в соответствии с законом и согласованной установкой дорожных знаков —  никаких споров о чьей-то прибыли быть не должно.

Комментирует Сергей Юдин, автоэксперт

Разговоры о том, получает ли кто-то прибыль от камер или нет – бессмысленны. Ничего не изменится для нарушителя, если камеры вновь отойдут к ГИБДД.

Надзорным ведомствам следует акцентировать внимание лишь на законность использования устройств видеофиксации. Если водитель нарушает – он платит штраф. Точка.

Николай Константинович
Задать вопрос юристу

Комментирует Николай Марков, автоюрист

К сожалению, множество мобильных комплексов видеофиксации используется с грубыми нарушениями, цель которых – повысить «собираемость» нарушений, а не предотвратить их количество. И с этим следует бороться. Поскольку главная задача компаний, управляющих комплексами – получить прибыль, ни о какой профилактике речь не идет.

При этом если незаконность штрафа удастся доказать  -его легко отменить, однако лишь один автомобилист из 100 пойдет судиться из-за штрафа в 500 рублей, который еще и можно оплатить со скидкой.

Николай Константинович
Опытный автоюрист, осуществляющий консультирование и защиту прав автовладельцев по различного рода ситуациям в том числе жертвам ДТП и страховых компаний.