Содержание
ГИБДД совместно с Минздравом планируют разработать и утвердить перечень лекарственных средств, прием которых водителями может быть квалифицирован по «пьяной» статье после внесения в нее соответствующих изменений.
Одновременно потребуется внести поправки и в ст. 12.8 КоАП РФ, которая в данный момент наказывает водителей за управление машиной в пьяном виде или наркотическом опьянении, но позволяет управлять под действием сильнодействующих запрещенных препаратов.
Новый закон на старые правила
Нормы 2.7 ПДД запрещают водителю управлять автомобилем в случаях, когда он находится под воздействием сильнодействующих лекарств, которые:
- Снижают реакцию;
- Вызывают сонливость;
- Исключают адекватное восприятие обстановки.
Однако ни одна из статей КоАП РФ не предусматривает наказания за нарушение водителем этого пункта в части применения лекарственных средств и последующего управления автомобилем под их воздействием.
ГИБДД планирует подготовить соответствующие поправки в законопроект, а Минздрав – разработать перечень лекарственных средств, применять которые в случае управления автомобилем будет запрещено.
Какие лекарства нельзя пить за рулем?
Основной категорией лекарственных средств, применение которых может стоит штрафа и лишения прав, будут содержащие фенобарбитал и димедрол препараты.
Вместе с тем, под запрет могут попасть и безрецептурные обезболивающие, успокоительные и седативные медикаменты, а также сердечные капли.
Ведь очень многие лекарственные средства изначально содержат в инструкции по применением ограничение на управление автомобилем и иными механизмами повышенной опасности, а также запрет на деятельность, требующую быстрой и идеальной реакции.
Поводом для такого ужесточения служат все чаще встречающиеся случаи выявления водителей под воздействием лекарств, не являющихся наркотическими. При этом их опасность на дороге ничуть е меньше, чем от пьяных водителей, а вот законных механизмов привлечения к ответственности нет.
Что говорят эксперты?
Инициатива вызвала массу критики как со стороны автоюристов, так и представителей здравоохранения. В частности основной критике подвергается «сырость» законопроекта и потенциальная сложность его реализации. Врач-нарколог Виктор К. прокомментировал на условиях анонимности предлагаемую инициативу.
Главная проблема – как будет проводиться исследование и за чей счет? В среднем на 10 пьяных водителей в лучшем случае приходится один с подозрением на наркотики. Исследование на наличие лекарственных препаратов сравнимо по сложности с определением наркотического опьянения, что сделает процедуру проверки длительной и не совсем точной.
Скажем, тот же фенобаритал в моче может «следить» несколько дней, когда его негативный эффект для водителя уже отсутствует. На выходе будет ряд формальных лишений прав с сомнительной пользой для безопасности дорожного движения.
Да и разграничение опасного для вождения содержания «одурманивающих» веществ и безопасного тоже отнюдь не простая задача, которая требует тщательной проработки. А если «запрещенное» лекарство жизненно необходимо водителю? Его, в таком случае, нужно ограничивать в праве управления и вообще не подпускать к машине?
Единственная здравая мысль – отсекать тех, кто употребляет лекарства с «эффектом» ради опьянения. Других вариантов нет!
Перспективы туманны
Инициатива пока находится в стадии обсуждения и не является даже законопроектом. Но если идея найдет поддержку, то ее реализация – лишь вопрос времени.