Штрафы до 300 тыс. рублей: реформа техосмотра в новых деталях

Запрет рекламы диагностических карт, а также штрафы до 300 тысяч для операторов.

Стали известны подробности грядущей реформы системы технического осмотра, о начале которой было заявлено еще в конце прошлого года. «КоммерсантЪ» ознакомился с новыми поправками законопроекта, подготовленного ко второму чтению, и сообщил, что реформе все же быть, а одобрение Правительства уже получено.

Вопрос введения новых штрафов почти решен, осталось лишь дождаться. Но и это еще не все – власти намерены серьезно бороться со всеми злоупотреблениями и нарушениями в сфере технического осмотра.

В чем проблема?

Главная проблема нынешнего варианта технического осмотра – его бесполезность. Диагностические карты требуются лишь для заключения договора ОСАГО, поэтому те, кто ездит без страховки не проходят ТО вообще, а остальные приобретают диагностическую карту «левого образца» вместе с полисом через сомнительные фирмы. Реклама о покупке карт ТО встречается повсеместно и идет как «бонус» к страховке.

По теневому бизнесу власти так же нанесут удар: по новым поправкам сайты, которые предлагают купить карты техосмотра или же предлагают услуги ТО без аккредитации или без выезда машины будут заблокированы Роскомнадзором. При этом вносятся и поправки в закон «О рекламе» — продвигать подобные услуги будет запрещено.

По оценкам экспертов, в столице около 80% водителей приобретают «липовые» диагностические карты, даже не предоставляя свой автомобиль на осмотр.

Водителям по-прежнему грозят ежедневные штрафы

По наказаниям для водителей, решившим уклониться от прохождения техосмотра, власти уже определились – штраф в 2000 рублей станет здравым аргументом в пользу прохождения технического осмотра.

Кроме того, не исключено проведение проверок имеющихся диагностических карт и их аннулирование – которые были проданы без реального осмотра автомобиля.

При этом штрафы могут быть выписаны водителю ежедневно – после подключения контроля за наличием техосмотра к системам видеофиксации. Номер автомобиля будет прогоняться по базе техосмотра и в случае его отсутствия на владельца будет выписан штраф за езду без техосмотра.

Операторов – к ответу

Особые нормы ответственности будут введены в отношении операторов.

В частности, за выдачу диагностической карты без осмотра машины:

  • Компании будут оштрафованы на сумму от 100 до 300 тыс. рублей;
  • Должностные лица – от 30 до 50 тыс. (руководители СТО, например);
  • Граждане – от 5 до 15 тыс. (отдельные сотрудники станции).

Изначально планировались меньшие суммы штрафа, однако видеозапись каждого процесса техосмотра операторов планировалось обязать направлять ее в ГИБДД.

Штрафы были повышены, а вот высылать видео будет не нужно – достаточно сведений о прохождении ТО и фотографии автомобиля.

Открытым остается вопрос лишь о том, сколько должна будет храниться видеозапись и где станции техосмотра возьмут средства на закупку серверов для хранения данных. Ранее мы уже публиковали комментарии начальника станции ТО о плачевном положении легальных станций на сегодня.

ГИБДД снова участвует в техосмотре. Частично

Полномочия по техническому осмотру автобусов будут возвращены в сферу деятельности ГИБДД. Если в отношении частных автомобилей выдача и оформление всех документов возложено на сотрудников станций ТО, то инспектировать автобусы вместе с «технарями» будет и полицейский инспектор – как и было раньше.

Слабые места реформы

Эксперты не одобряют предлагаемого подхода к реформированию института техосмотра. Во многом опасения вызывает обязанность операторов вести видеозапись, что повлечет дополнительные издержки и буквально уничтожит мелкие станции ТО.

Не ясен вопрос и с контролем за прохождением водителями техосмотра. Ведь «покупаемые» карты в целом проходят все необходимые проверки, кто будет за этим следить и как? Огульные штрафы направо и налево лишь обострят обстановку в обществе, но едва ли дисциплинируют водителей.

Блокировка сайтов Роскомнадзором видится не самым эффективным способом борьбы с незаконной продажей диагностических карт, поскольку на месте одного заблокированного сайта возникнет еще два новых – практика ухода от ограничений Роскомнадзора в Сети наработана сполна. Нужно устранять причину, по которой водители покупают карты ТО, а не бороться с последствиями.

Альтернативное мнение: техосмотр следует отменить, поскольку даже после реформы его значение и смысл не поменяется.

Когда ждать реформы техосмотра и новых штрафов?

О сроках введения в действие планируемых положений не сообщается, но если все согласования пройдут быстро, а Дума одобрит закон в третьем чтении, то не исключено, что первые нормы начнут работу уже в 2020-м году.

Техосмотр в 2019 году останется без изменений.

Николай Константинович
Опытный автоюрист, осуществляющий консультирование и защиту прав автовладельцев по различного рода ситуациям в том числе жертвам ДТП и страховых компаний.