Власти Москвы предлагают ужесточить контроль за сервисами подбора попутчиков, такими как БлаБлаКар или Яндекс.Попутка, налагая на использующих их водителей штрафы, а на сами агрегаторы – блокировку.
Соответствующий законопроект, как сообщает газета «Коммерсант», подготовлен Департаментом транспорта столицы и в данное время активно обсуждается в инициативной группе по регулированию карпулинга, сформированной при Минтрансе РФ. По предварительным данным ассоциации ЕТС «Автобусные линии страны» государственный контроль рынка карпулинга позволит к 2022 году получать около 3.3 млрд рублей налоговых поступлений.
По замыслу инициаторов, предлагается:
- Ввести процедуру аккредитации всех агрегаторов, предлагающих услуги по поиску попутчиков;
- Установление максимальной величины платы за проезд;
- Создание прозрачной системы взаимодействия агрегатора и водителя, подразумевающей безналичные платежи и обмен информацией с Департаментов транспорта столицы.
По задумке авторов законопроекта, разместивший заявку водитель или же принявший ее от попутчика, обязан произвести расчет в безналичной форме. В противном случае за прием наличных денег ему грозит штраф в 5000 рублей.
Возишь попутчиков? Соблюдай требования!
Одновременно законопроектом предлагается ужесточить и требования к водителям. Так, брать «на борт» попутчиков для компенсации части расходов смогут только водители:
- Имеющие стаж вождения не менее 3 лет;
- Национальное водительское удостоверение РФ;
- Не имеющие судимости за тяжкие и особо тяжкие преступления;
- Не имеющие неоплаченных штрафов за нарушение ПДД.
Используемые для подвоза попутчиков автомобили должны стоять на учете в РФ и иметь систему ГЛОНАСС/GPS.
При этом если перевозка попутчиков поставлена на поток и превышает 20 поездок в год, то водителю в дальнейшем нужно будет иметь допуск врача к каждой следующей поездке – по аналогии с коммерческими перевозчиками и профессиональными водителями.
Ответственность для агрегаторов
Агрегаторы будут обязаны блокировать водителей, уличенных в коммерческих перевозках, в том числе при получении о них сведений от властей. Единожды засветившийся нарушитель в одном из сервисов автоматически получает «бан» во всех агрегаторах, в противном случае санкции будут применены уже к агрегаторам.
За неисполнение законодательства агрегаторы понесут ответственность в виде штрафов, которые предлагается установить в следующем размере:
- От 20 до 50 тыс. для ИП;
- От 100 до 200 тыс. для юридических лиц.
При этом повторное нарушение повлечет наказание от 50 до 100 тыс. штрафа в отношении предпринимателей и от 200 до 300 тыс. рублей для юрлиц. Злостных нарушителей лишат аккредитации, вернуть которую можно будет только через год.
Законопроект вызвал массу критики со стороны общественности и ряда экспертов, но был поддержан официальными перевозчиками столицы. Эксперты сходятся во мнении, что столь активное «закручивание гаек» выведет поиск попутчиков на форумы и в социальные сети, где их контролировать практически невозможно.
В любом случае законопроект пока находится лишь в стадии обсуждения и даже не внесен в Госдуму, однако в том, что он будет туда направлен — никаких сомнений уже нет.