Виновников пьяных ДТП с тяжкими последствиями будут сажать на 15 лет

Столь суровые сроки грозят тем, кто в нетрезвом виде стал виновником ДТП с двумя или более погибшими.

28 июня 2019 года в полной мере вступили в законную силу изменения в Уголовный кодекс РФ, которые значительно ужесточили ответственность за пьяные ДТП с погибшими и пострадавшими. Это уже не первый шаг в «завинчивании гаек» ответственности для пьяных водителей и явно не последние.

Буквально недавно оставивших место происшествия с серьезно пострадавшими или погибшими поставили в один ряд с пьяными водителями. Грубо говоря, если даже трезвый водитель сбежал с места аварии, где кто-либо получил тяжкий вред здоровью или погиб – судить его будут как пьяного водителя.

И вот новый удар по пьянству за рулем: наказания выросли почти в 2 раза, приблизившись к наказанию за умышленные и особо тяжкие преступления.

Кому грозят большие сроки?

Самым «мягким» наказанием для пьяных водителей была ответственность за нарушение ПДД в результате которого был причинен тяжкий вред одному участнику. По ранее действовавшим нормам закона такому водителю могло быть назначено не более 4 лет лишения свободы, а после внесения изменения – от 3 до 7.

А вот для виновников аварии с одним погибшим, если вина установлена за пьяным водителем, предусмотрено наказание до 12 лет лишения свободы. Что более чем в два раза превышает действующую санкцию.

Самое жесткое наказание грозит тем пьяницам, по вине которых в ДТП погибло от двух человек. Им грозит тюремное заключение до 15 лет, что практически равно санкциям за умышленное убийство.

На фоне ужесточившегося наказания для любителей оставлять место ДТП меры выглядят исключительно жесткими и, будем надеяться, эффективными.

На выходе осужденным по квалифицированным составам ст. 264 УК РФ будет проблематично освободиться условно-досрочно  после отбытия половины срока, поскольку несмотря на неосторожную составляющую вины в таком преступлении оно все же является тяжким – с учетом сроком наказания.

Ужесточения распространяются как на водителей в алкогольном опьянении, так и любителей погонять под психотропными или наркотическими препаратами.

Как будет ли работать новая редакция УК РФ

Сергей Алексеев
Вопрос адвокату

Комментирует адвокат по уголовным делам Сергей Алексеев

Ранее действовавшие нормы ответственности тоже дисциплинировали основную массу водителей, однако сегодняшний «разбег» позволит судам более гибко подходить к процедуре назначения наказания.

Согласитесь, ранее действовавший максимальный 8-летний срок достаточно адекватен для аварии с двумя погибшими, но он же и только он мог быть назначен, например, виновному в гибели 5 или даже 8 человек!

Главное сохранять баланс и давать объективную оценку ответственности. Главный риск – формальное возложение вины на пьяного водителя. Ведь часто нетрезвого водителя записывают в виновники аварии, хотя объективно потерпевшими были так же нарушены ПДД. А опьянение не должно быть абсолютной причиной ДТП, о чем даже Верховный суд несколько лет назад отмечал.

Николай Константинович
Вопрос юристу

Комментирует автоюрист Николай Марков

Поправки без сомнения нужны, ответственность за пьяную езду, а в особенности – когда пьяный водитель стал виновником трагических событий – ужесточать надо. Я согласен, что наказание за массовые ДТП со многими погибшими по жесткости ответственности приравнены к убийству. По сути это и есть убийство: нарушающий правила пьяный человек потенциальный убийца, пусть и без прямого умысла.

Но  внесенные изменения в первую очередь повысят риск коррупции на местах, в том числе – на стадии выявления опьянения.

Приходилось сталкиваться с ситуацией, когда очевидно пьяные водители на стадии медосвидетельствования вдруг становились трезвыми: анализы или были взяты с нарушением или же вовсе утрачены или заменены.

И если нечестного сотрудника ГИБДД в резонансном деле видно сразу, от чего они крайне редко оказывают помощь по коррупционным мотивам, то вот прочие причастные лица охотно готовы «помогать».

Будущее покажет

Как будут в реальности работать ужесточённые статьи УК РФ – покажет время. Однако уже сейчас любой мало-мальски здравый водитель избегает даже подходить в  пьяном виде к автомобилю. И это правильно.

Остальных же рано или поздно ждет справедливее возмездие, но жаль что с риском для других участников движения…

Николай Константинович
Опытный автоюрист, осуществляющий консультирование и защиту прав автовладельцев по различного рода ситуациям в том числе жертвам ДТП и страховых компаний.