За езду без ОСАГО хотят лишать прав до полугода

Законопроект уже в Госдуме: наказание ужесточается в разы. Законодательный орган Кабардино-Балкарии 19 июня 2019 года внес в Государственную Думу законопроект об ужесточении ответственности за повторную езду без полиса ОСАГО.

По данным статистики, только в  2017 году количество штрафов за езду без оформления полиса ОСАГО выросло почти вдвое, а в 2018 году увеличилось еще на 25%.

Это свидетельствует о наплевательском отношении водителей к страхованию своей ответственности, что затрудняет в дальнейшем получение возмещения вреда потерпевшими.

Ведь единственным, кому вредит отсутствие полиса, является лицо, чьему имуществу или здоровью был причинен ущерб в результате ДТП. Сам же водитель-виновник хоть и обязан по закону возместить вред, но чаще всего не имеет ни имущества, ни доходов, что затрудняет реальное взыскание ущерба.

Как наказывать?

Различные инициативы по ужесточению ответственности за повторную езду без ОСАГО регулярно звучат в СМИ. Но сегодняшний законопроект самый жесткий.

За отсутствие полиса ОСАГО, если таковое будет установлено повторно, предлагается:

  • Штрафовать водителя на сумму в 5000 рублей;
  • Лишать водительских прав на срок от 4 до 6 месяцев.

По своему смыслу рассмотрение данной категории дел будет отнесено к компетенции суда, поскольку только суд вправе лишить водителя права управления ТС.

По каким критериям будет определяться назначение штрафа или лишения прав не сообщается, возможно лишение прав будет применимо для водителей, оштрафованных по ч. 1 ст. 12.37 КоАП РФ несколько раз, но никак не за последующее повторное нарушение.

Как это будет работать?

Юристы видят массу проблем в предложенном ужесточении наказания для водителей, катающихся без ОСАГО.

Николай Константинович
Вопрос юристу

Комментирует автоюрист Николай Марков

Лишение прав – лишняя мера, повышенных штрафов должно быть достаточно. Только представьте – сколько работы (и бессмысленной работы!) добавится сотрудникам ГИБДД и судам, которые будут вынуждены оформлять массу документов, а дело придется прекращать или же все равно назначать штраф, если водитель примет все меры к устранению проблемы – приобретет полис ОСАГО.

Лучше бы до ума была доведена система автоматического контроля за застрахованным транспортом – вот она бы легко решила проблему массового отсутствия страховок даже с действующими небольшими штрафами в 800 рублей. Особенно если бы их «автомат» выписывал ежедневно.

Напомним, что действующие ныне положения ст. 12.37 КоАП РФ предусматривают ответственность лишь в виде штрафа в размере 800 рублей за езду без действующего полиса ОСАГО.

В любом случае – это лишь законопроект, внесенный региональным законодателем, а потому ничего точного или даже относительного сказать в данный момент нельзя. Подобные законопроекты уже были и они не нашли поддержки у властей.

Мы уже писали ранее, что юристы и эксперты опасаются массовой недоступности ОСАГО владельцам старых автомобилей, если же ответственность будет ужесточена – ездить без ОСАГО станет практически невозможно.

Николай Константинович
Опытный автоюрист, осуществляющий консультирование и защиту прав автовладельцев по различного рода ситуациям в том числе жертвам ДТП и страховых компаний.