Активно обсуждаемая новость о возможной отмене «нештрафуемого» порога превышения в 20 км/ч всколыхнула общество. Водители категорически против, а сама инициатива выглядит как направленная на повышение объема собираемых штрафов.
Первым о такой необходимости обмолвился глава ГИБДД Михаил Черников, а затем и комитет по безопасности дорожного движения при Правительстве РФ сообщил о направлении предложений по ужесточению санкций за нарушение скоростного режима.
Планируется пересмотреть «нештрафуемый» порог превышенной скорости в сторону уменьшения. Грубо говоря, если сейчас водителей штрафуют в случае превышения скорости на 20 км/ч, то в будущем, возможно, эта величина будет снижена до 10 км/ч.
При этом возможен кардинальный пересмотр подхода к ограничению скорости, в том числе увеличение максимально допустимой ее величины на федеральных трассах. Называлась цифра в 130 км/ч, однако достоверных данных по этому поводу нет.
Кому это нужно?
По мнению и ГИБДД, и указанного выше комитета, действующие санкции за превышение скорости неэффективные. Нет никакого смысла в ограничении в 60 или 80 км/ч, когда все водители едут +17-19 км/ч, чтобы избежать автоматического штрафа с камер.
Действующие в настоящее время положения ст. 12.9 КоАП РФ выглядят так:
И если где-нибудь на трассе превышение скорости на 20 км/ч еще не так критично, то в городе такие действия могут стоить здоровья или жизни выскочившего из-за машины пешехода.
Именно поэтому основная задача возможного ужесточения Правил дорожного движения и КоАП РФ в части контроля за скоростью – это снижение смертности и травматизма на дорогах.
Водители же и многие автоюристы уверены – это очередная попытка пополнить бюджет за счет автомобилистов и не только бюджет. Ведь помимо государства в очевидном плюсе будут частные компании, «администрирующие» камеры автоматической фиксации.
Что говорят эксперты?
Наш автоюрист, Николай Марков, прокомментировал спорную инициативу.
Возможно, действительно нужно ужесточать законодательство в части санкций за нарушение скорости. Но мое мнение – должна быть градация уровня ответственности в зависимости от места нарушения.
За превышение скорости на загородных дорогах можно оставить и действующие нормы. А вот за превышение в городе нужно однозначно пересмотреть. Можно даже для городского движения сделать первый «шаг» в 5 км/ч, поскольку в городе подчас даже такое превышение может иметь последствия.
Под вопросом временные знаки. С одной стороны, их ставят там, где нужно ограничить скорость потока. А с другой – их часто забывают снимать и участок дороги может превратиться в «кормушку» для сборщиков штрафов. Если и нужно отдельно оговаривать санкции за превышение скорости, установленные временными знаками, то лишь после тотального ужесточения контроля за порядком их установки и снятия.
Когда ждать изменений?
Правительством РФ рекомендовано профильным ведомствам подготовить свое видение возможного реформирования положений о превышении скорости до февраля-марта 2019 года. В любом случае ждать каких-то серьезных изменений не стоит минимум до середины 2019 года, а то и до его завершения.
Но в том, что меры по ужесточению ответственности будут приняты — сомневаться не приходится.