Ужесточение КоАП РФ за превышение скорости: новый отъем денег или забота о безопасности?

Активно обсуждаемая новость о возможной отмене «нештрафуемого» порога превышения в 20 км/ч всколыхнула общество. Водители категорически против, а сама инициатива выглядит как направленная на повышение объема собираемых штрафов.

Первым о такой необходимости обмолвился глава ГИБДД Михаил Черников, а затем и комитет по безопасности дорожного движения при Правительстве РФ сообщил о направлении предложений по ужесточению санкций за нарушение скоростного режима.

Планируется пересмотреть «нештрафуемый» порог превышенной скорости в сторону уменьшения. Грубо говоря, если сейчас водителей штрафуют в случае превышения скорости на 20 км/ч, то в будущем, возможно, эта величина будет снижена до 10 км/ч.

При этом возможен кардинальный пересмотр подхода к ограничению скорости, в том числе увеличение максимально допустимой ее величины на федеральных трассах. Называлась цифра в 130 км/ч, однако достоверных данных по этому поводу нет.

Кому это нужно?

По мнению и ГИБДД, и указанного выше комитета, действующие санкции за превышение скорости неэффективные. Нет никакого  смысла в ограничении в 60 или 80 км/ч, когда все водители едут +17-19 км/ч, чтобы избежать автоматического штрафа с камер.

Действующие в настоящее время положения ст. 12.9 КоАП РФ выглядят так:
превышение скорости статьясанкции за нарушение скорости

 

И если где-нибудь на трассе превышение скорости на 20 км/ч еще не так критично, то в городе такие действия могут стоить здоровья или жизни выскочившего из-за машины пешехода.

Именно поэтому основная задача возможного ужесточения Правил дорожного движения и КоАП РФ в части контроля за скоростью – это снижение смертности и травматизма на дорогах.

Водители же и многие автоюристы уверены – это очередная попытка пополнить бюджет за счет автомобилистов и не только бюджет. Ведь помимо государства в очевидном плюсе будут частные компании, «администрирующие» камеры автоматической фиксации.

Что говорят эксперты?

Наш автоюрист, Николай Марков, прокомментировал спорную инициативу.

Николай Константинович
Задать вопрос юристу

Возможно, действительно нужно ужесточать законодательство в части санкций за нарушение скорости. Но мое мнение – должна быть градация уровня ответственности в зависимости от места нарушения.

За превышение скорости на загородных дорогах можно оставить и действующие нормы. А вот за превышение в городе нужно однозначно пересмотреть. Можно даже для городского движения сделать первый «шаг» в 5 км/ч, поскольку в городе подчас даже такое превышение может иметь последствия.

Под вопросом временные знаки. С одной стороны, их ставят там, где нужно ограничить скорость потока. А с другой – их часто забывают снимать и участок дороги может превратиться в «кормушку» для сборщиков штрафов. Если и нужно отдельно оговаривать санкции за превышение скорости, установленные временными знаками, то лишь после тотального ужесточения контроля за порядком их установки и снятия.

Когда ждать изменений?

Правительством РФ рекомендовано профильным ведомствам подготовить свое видение возможного реформирования положений о превышении скорости до февраля-марта 2019 года. В любом случае ждать каких-то серьезных изменений не стоит минимум до середины 2019 года, а то и до его завершения.

Но в том, что меры по ужесточению ответственности будут приняты — сомневаться не приходится.

Николай Константинович
Опытный автоюрист, осуществляющий консультирование и защиту прав автовладельцев по различного рода ситуациям в том числе жертвам ДТП и страховых компаний.