Три вопроса, которые ДПС задают водителям для оценки трезвости

ГИБДД с помощью этих трех вопросов в праздничные и выходные дни легко определяет – нужно ли проводить проверку водителя на опьянение или же нет.

Праздничные дни – это повышенная концентрация нетрезвых водителей на дороге, поэтому у инспекторов ДПС особое внимание к участникам дорожного движения. Проверить же всех и вся они не имеют физической возможности, поэтому, помимо визуальной оценки водителя на внешние признаки опьянения, полицейские задают ряд вопросов. С их помощью в 8 из 10 случаев они получают достаточно информации и уверенность в необходимости проверки или же дальнейшем оставлении в покое водителя автомобиля.

Тонкостями работы инспектора-практика с нами поделился экс-сотрудник ГИБДД Андрей Ш., уже знакомый вам по публикации «Кого ДПС чаще останавливает в Новый Год»

О каких вопросах речь?

Николай Константинович
Задать вопрос юристу

Добрый день, Андрей! Мы неоднократно освещали различные вариации общения с сотрудниками ГИБДД, отвечая на вопросы как клиентов наших юристов, так и развенчивая популярные в сети мифы. Но именно от вас хотелось бы услышать свою версию работы инспекторов с водителями. Какие вопросы вы задавали? Какие выводы делали из ответов?

Добрый день, Николай! Да, сотрудник ГИБДД это не только юрист и оперативник в одном лице, но он еще должен быть опытным психологом. Нельзя проверять всех подряд на опьянение, это невозможно как физически, так и юридически. Но многие водители могут не иметь внешних признаков опьянения, однако концентрация спирта в их крови уже не позволяет им управлять автомобилем.

Мы с коллегами использовали цепочку из следующих вопросов:

  • Куда направляетесь?
  • Вчера выпивали?
  • Дышать будем?

В различных интерпретациях, конечно же. Остановлюсь на каждом вопросе подробнее.

Куда направляетесь: зачем инспектор задает такой вопрос и какого ответа ждет?

Никакого ответа не ждем. Даже честного. Я смотрел на общее поведение водителя в момент ответа. Если начинает отводить глаза, запинаться, путаться – явно едет подшофе или с застолья, где принял чуть-чуть (например, бокал шампанского) и сел за руль в надежде не попасться «гаишникам» или же будучи уверен, что уже все выветрилось.

Если водитель даже глазом не повел и сразу четко выдал «домой», «на работу» или даже уклончивое «по делам» — он в себе уверен.

Ну и совет водителям – не болтайте лишнего. Если вы скажете, что на день рождения или со дня рождения домой, «но я же не пил» — проверки вам не избежать!

Смотрите еще альтернативный взгляд экс-сотрудника ГИБДД: Зачем инспектор задает вопрос «Куда едете?»

Вчера выпивали? Всегда говорите «Нет»

Здесь все просто – опять смотрим как на суть ответа, так и на то, как он сказан. На примерах покажу.

Ответы, которые не вызывают подозрения:

  • Нет (твердо и уверенно);
  • Рад бы, да с моей работой лишь раз в месяц;
  • По понедельникам не пью.

Даже добродушный юмор с легким сарказмом будет вполне к месту, если это сказано не дрожащим голосом, разумеется.

Не самые удачные ответы:

  • Вы издеваетесь?! Я болею, мне нельзя! (на нервах);
  • А с чего вы это взяли? Зачем задаете такой вопрос?

Если водитель начинает нервничать и в лучших вариациях YouTube-героев начинает качать права вместо простого ответа на простейший же вопрос – внимание ему будет оказано по полной программе. Явно что-то не так. Может права забыл, а может и поддатый.

Комментировать ответ «Да» в различных вариациях нет смысла – таких водителей железно на проверку.

Интересно: История о том, как неудачный ответ на вопрос «Что вчера выпивали?» чуть не лишил водителя прав.

Дышать будем?

Этот вопрос задается после двух описанных выше. Задается почти обязательно – особенно в праздничные дни. Если водитель нервно отвечал на два предыдущих вопроса, то на этом он уже окончательно срывается в панику или же начинает агрессивно возмущаться.

Проверки в этом случае не избежать и она будет вполне законной.

Но есть один нюанс: если работать строго по регламенту, то водителя сперва надо отстранить от управления ТС, потом уже освидетельствовать. А это время, и наше, и его. Поэтому я всегда предлагал – протокол об отстранении сразу составляем или просто «продуемся» по-быстрому?

Уверенный в своей трезвости водитель без проблем соглашается «дыхнуть» сразу, а вот сомневающийся начинает «лезть в бутылку». Первого, скорее всего, инспектор отпустит – смысл тратить время?

Идеальный диалог с инспектором в праздничные дни

— Куда едете?

— На работу направляюсь

— Вчера выпивали?

— Нет, конечно же, мне же на работу.

— Дышать будем?

— Если надо – давайте, без проблем.

За себя скажу – если нет внешних признаков опьянения (запаха, подозрительного цвета лица) такой водитель спокойно едет дальше. Возможно даже без третьего вопроса, если держится уверенно и не подает признаков волнения.

Законна ли такая «проверка»?

Андрей, часто можно прочесть в Интернет, что проверка инспектором ДПС водителя на состояние опьянения незаконна, если нет очевидных признаков. Как вы это прокомментируете?

Есть документ, в котором прописаны основные признаки опьянения, при наличии одного или нескольких из которых инспектор уже вправе провести освидетельствование.

В основании для отстранения водителя от управления ТС обычно указывалось или нарушение речи или поведение, не соответствующее обстановке. Если водитель нервничает, паникует, хамит – это явный признак опьянения. И если инспектор так посчитает – признать его действия незаконными нереально, ведь он не нарушает прав водителя – он исполняет свои обязанности по обеспечению безопасности на дороге.

Так же прочитайте про «4 самых опасных вопроса от инспектора ДПС»

Спасибо вам за честные и полезные ответы, Андрей! Думаю, мы еще встретимся за содержательной беседой.

Понравилась статья? Подписывайтесь на нашу ленту в Яндекс.Дзен, чтобы не пропустить новые интересные материалы!

Нужна консультация или услуга юриста? Звоните!
Юрист перезвонит вам в течение 10-15 минут. Или задайте вопрос в форме ниже.

Николай Константинович
Опытный автоюрист, осуществляющий консультирование и защиту прав автовладельцев по различного рода ситуациям в том числе жертвам ДТП и страховых компаний.