Содержание
Бывший сотрудник ГИБДД рассказал, сколько водителей за сутки нужно и можно оштрафовать, а также раскрыл прочие тонкости своей работы.
Дорожная полиция – это одна из самых неблагодарных сфер деятельности в правоохранительных органах. Если служба работает хорошо, выявляя нарушителей, то «гайцов» тут же обвиняют в свирепствовании над простым народом. Если где-то происходит ДТП с тяжелыми последствиями, то половина общественная порицания бьет по сотрудникам ГИБДД – не работают, не пресекают.
Как бы не работал сотрудник ГИБДД – нарушитель и даже просто остановленный им для проверки водитель будет испытывать явную неприязнь. Особенно на фоне нагнетаемых СМИ и отдельными изданиями рассказов о «жуткой палочной системе» и буквально на ровном месте выдуманными штрафами.
О том, существует ли в ГИБДД «палочная система» и как работают простые гаишники, нам согласился рассказать экс-инспектор ГИБДД столицы Александр Семенов (фамилия изменена по просьбе собеседника).
Какова жизнь по ту сторону мигалок?
Беседу ведет наш автоюрист – Николай Марков.
Здравствуйте, Александр! Вначале пару слов о себе, об опыте, о службе. Вы в данный момент работаете в правоохранительных органах?
Добрый день, Николай! Сейчас уже нет, ушел в частную практику и немного ваш коллега – работаю в службе аварийных комиссаров при группе компаний, оказывающих помощь на дорогах. Занимаюсь юридическим направлением: помогаю с оформлением ДТП ну и за своими бывшими коллегами посматриваю в интересах клиента.
Отработал в ГИБДД 11 лет, в полиции в целом – 17 лет. Был несколько лет и на кабинетной работе, но это не для меня. Образование юридическое, не привлекался и по статье не увольняли. Из ГИБДД ушел в декабре 2018 года, поэтому все, что расскажу, с большой долей вероятности все еще актуально.
Есть ли «палки»?
Скажите, Александр… Вот часто все, да и мы тоже, упоминаем «палочную систему» и в статьях на сайтах, и в юридической практике. Обыватель видит это примерно так – инспектору нужно каждый день «оболванить» 5, 10 или 20 водителей по определенным статьям. И если таких нарушений нет – инспектор начинает их «выдумывать» или злоупотреблять.
Какой неприятный вопрос. Палочная система все же есть. Но она выглядит не так, как представляет обыватель. На бумагах ее нет вообще – есть общий показатель эффективности работы дорожной полиции.
Статисты выводят годовые, квартальные и месячные показатели. Правонарушения разбиты по группам (связанные с алкогольным опьянением, нарушением правил маневрирования и т.д.). По итогам месяца или квартала делается сравнение с прошлым периодом.
Если все, как и было – мы, условно, молодцы. Если хуже более чем на 10% — «втык» получают все, начальство бушует, требуют усерднее работать. Если лучше – то нас похвалят, похлопают по плечу, дадут даже премию по итогам года, но на следующий год – «держите планку ничуть не хуже».
Поэтому руководство всячески старается сохранять баланс – работать «как в прошлый период» +\-5%. Ну и постоянно держит на контроле слабые места.
Об этом говорить не принято так уж открыто, но на планерке начальство может «распечь» экипажи за, скажем, недостаточную работу по обеспечению безопасности перевозки детей – если у нас нет штрафов по этому направлению совсем.
Но никакой индивидуальной таблицы, скажем, на Иванова, Петрова и т.д. нет, хотя в других подразделениях я слышал, что начальство негласно доводило «планы» на каждый экипаж. Вы, мол, сегодня не менее 10 протоколом по мелочевке (ремни, свет и т.д.), а вы – не менее 3 пьяных.
Чем еще занят инспектор ГИБДД?
Вот как. Получается, что качество работы инспектора определяют все же штрафы?
Не только. В планах работ стоит и просветительская деятельность с различными организациями, и обеспечение безопасности в местах массового скопления людей или при организованных перевозках и множество прочих мероприятий.
Но показатели эффективности работы как инспектора, так и отдельного подразделения ГИБД складываются из:
- Количества выявленных и пресеченных правонарушений;
- Числа отмен постановлений;
- Числа удовлетворенных жалоб на действия сотрудников ГИБДД.
Я не могу привести примеры вычисления или огласить критерии – я сам их не знаю. Руководство говорит – на этой неделе особое внимание на профилактику пьяной езды. Возможно – объявляют специальное мероприятие. И мы работаем.
Штраф – всему показатель?
Но главный критерий – все же наказанные водители, получается? Хотя я вот, к примеру, согласен, что иначе оценить деятельность ГИБДД нельзя. Общественность любит рассуждать, что «лучший показатель работы ГИБДД – отсутствие нарушений», вот только отсутствие нарушений достигается только неотвратимостью наказания.
Совершенно верно. Каждый водитель уверен, что вот именно его должны «пожурить и отпустить», а штрафовать или лишать прав – кого-то еще. Но и полицейский если не будет иметь документальных подтверждений работы в виде материалов – как оценить его эффективность?
Так они два дня сидели в машине отписывали «хвосты», а потом просто сидели. По 2-3 постановления в день в течение недели. «Нет нарушений!». Подняли записи регистратора, который они не выключили – 6 из 8 часов они просто сидели в машине.
Поэтому в статистику эффективности идут как нами выписанные штрафы, так и осужденные через суд по административным материалам. Постановления о предупреждении, кстати, тоже учитываются. Предупреждение, если позволяет статья КоАП РФ, это тоже «плюс» в работу.
У нас выступал при ГУВД какой-то деятель с инновациями и по этому вопросу обещал – вот еще 5-7-10 лет и с введением в действие электронных прав появится и упрощенная статистика. Мол, даже если вы остановили водителя, то сможете на его «электронных правах» поставить об этом отметку с рекомендациями, выданными ему в ходе беседы. Чтобы было видно, как инспектор работает.
Фантастика, конечно, но кто знает…
Поэтому просьба к водителям – не стоит возмущаться или обижаться на инспектора ГИБДД, который предупреждение оформляет через протокол. Он и там идет вам навстречу, ему не нужен ваш штраф – ему нужно подтвердить факт выполнения своей работы и иным путем он это сделать не может!
Спасибо вам, Александр, за интересую беседу – мы ее продолжим в самое ближайшее время.
В следующей нашей беседе вы узнаете, как инспектор ГИБДД интуитивно определяет нарушителей и что грозит хамам, невеждам и прочим вызывающе себя ведущим водителям.