Как инспектор ДПС выявляет пьяного водителя в разговоре

Экс-сотрудник ГИБДД поделился некоторыми профессиональными хитростями, позволяющими выявить нетрезвых водителей еще во время беседы.

Выявление водителей в состоянии алкогольного опьянения является одним из ключевых направлений деятельности ГИБДД. Специальные рейды, массовые проверки – все это направлено на предупреждение одного из самых опасных правонарушений на дороге – управления машиной пьяным водителем.

Разумеется, что физически проверить каждого из водителей инспектор ДПС не имеет возможности, поэтому более тщательному контролю подвергаются лишь те водители, которые привлекли внимание полицейского и вызвали подозрения в своей трезвости.

Экс-инспектор ГИБДД по Краснодарскому краю Сергей Б. решил поделиться с нами своим опытом работы и рассказать о том, как он «на глазок» с точностью в 8 из 10 случаев определял нетрезвого водителя еще до освидетельствования.

Чутье и опыт: главный «детектор»

Николай Константинович
Николай Марков. Автоюрист.

Добрый день, Сергей! Расскажите, есть ли у «гаишников» какая-то общая практика определения трезв водитель или же пьян, без проверки алкотестером? Ведь просто так поголовно проверять всех нет ни законных оснований, ни физической возможности.

Здравствуйте, Николай! Да, всех проверить нереально. Кроме того, процедура проверки даже одного водителя будет занимать массу времени, а ведь водители все последнее время исключительно грамотные и подчас понимают, что «дыхнуть по-быстрому» в алкотестер – это незаконно. У вас, кстати, недавно подробно разбирали похожую историю.

Да, прежде чем приглашать водителя на освидетельствование с помощью полицейского алкотестера, инспектор должен установить один или несколько признаков опьянения.

Это чаще всего:

  • Запах алкоголя изо рта;
  • Изменение цвета кожи лица и других частей тела;
  • Неадекватное ситуации поведение.

Кстати любителей «покачать права» на тему «сперва отстраните, а потом я вам подышу» лично я проверял всегда или доводил до направления на «медичку». Если человек настаивал на медицинском освидетельствовании, то начинал составлять протокол о направлении сразу же. Только 2-3 человека из 10 в этом случае отмахиваясь, мол, черт с тобой, время терять – давай подышу в трубку и поеду.  Вот они — «принципиальные». А остальные же были просто или весьма подшофе, или же на крепком «остатке» со вчерашнего дня и просто таким образом тянули время.

То есть основной упор на «остаточников», верно? Но ведь они представляют наименьшую угрозу, согласитесь?

Угрозу представляет любой водитель со спиртом в крови. Это и отсутствие трезвой и здравой оценки ситуации, и снижение скорости реакции. Миф о том, что «похмельники» неопасны лишь миф – если человек вчера, простите, выдул столько водки, что еще сегодня «фонит» и прибор и инспектор ДПС, то ни о какой безопасной езде речи не идет.

Но я все же считаю, что ответственность за пьяное вождение должна быть связана со степенью опьянения. Как в Штатах, например. Легкая степень – штраф. Средняя степень – штраф больше + арест. Высокая степень – в ряде штатов прав можно лишиться пожизненно.

Верные признаки, что водитель пьян

Расскажите, у вас была своеобразная шпаргалка проверки водителей на опьянение. В сети часто пишут, что инспектор и язык просит показать, и на одной ноге постоять. У вас было нечто подобное в «арсенале»?

Нет, такой ерундой мы не занимались. Все это обычно придумывают люди, которые едва ли хоть раз даже сталкивались с ГИБДД. Обычно мое общение с остановленным водителем во время антиалкогольного рейда выглядело так.

  1. Представился, назвал причину остановки и нагнулся к открытому окну. Что зимой, что летом, в машине с закрытыми стеклами (даже при кондиционере) накапливается запах. Если водитель выпивал – «шибанет» в нос так, что сомнений не останется. Но бывает в машине просто не очень приятный запах, поэтому сразу не разберешь. Или, пардон за подробности, изо рта воняет у человека чем угодно, кроме спиртного.
  2. Подмечаю поведение водителя. Если отворачивается, задерживает дыхание, при этом вдруг краснеет, потеет и нервничает – он пьян на 90%. Ну или опасается, что покажут «старые дрожжи». Ни одно нарушение ПДД не заставит так нервничать водителя, как пьяная езда.
  3. Признаки биологического плана: «блестящие» глаза, усталый вид, серость или бледность кожных покровов – это после похмелья характерно.
  4. Обращаю внимание на другие запахи: жвачка или кофе в первых признаках подозрений. Жевать зерна кофе – еще один народный способ сбить запах алкоголя, но инспектора это скорее насторожит.
  5. Если подозрения небеспочвенны и водитель при этом начинает «качать права» — почти железно «наш клиент». В таком случае как можно скорее нужно оформлять документы на медосвидетельствование.
  6. Часто водитель отстраняется, когда я нагибаюсь к окну, и лезет в бардачок или на заднее сиденье. Демонстративно долго ковыряется. Тянет время. Так он делает, чтобы не дышать в мою сторону.
  7. Ну и почти всем, в отношении кого есть малейшие подозрения, я предлагаю «подышать» в трубочку все же.

А далее – или отпускал по внутреннему чутью, или «дышали», или полный комплект бумаг «на медицину».

Основной критерий выявления опьянения – это запахи и только запахи вкупе с поведением водителя.  

Дышите! Не дышите! Оформляйте…

Но ведь вы же понимаете, что без отстранения от управления и составления протокола с указанием признаков опьянения – это не совсем законно.

Понимаю прекрасно. Но ведь и вы же понимаете – проверять каждого с составлением всех бумаг – это мы так за 1 час 3-4 человека освидетельствуем своей трубкой. Возможно, водители меня не поймут и в глубине души раскритикуют, но я за максимально упрощенный порядок проверки водителей на опьянение. Пьяным не место за рулем.

Если водитель настаивает на оформлении всех протоколов – мы оформим. Поэтому таких проверяем почти всегда! Мы «упрощаем» порядок для удобства же водителей. Дыхнул – поехал дальше. Если человек настаивает не безукоризненном соблюдении регламента – без проблем. Составим все бумаги, съездим на освидетельствование даже медицинское, привезем его обратно. Это минимум час!

Я в «органах» не работаю уже больше года, коллеги жалуются, что сейчас уже с водителем никто не «заигрывает» — если есть признаки опьянения, то сразу  начинают составлять протокол об отстранении. И, самое забавное, реально трезвый водитель начинает возмущаться, что не будет он ждать, просто дыхнет и поедет дальше. Вот для таких – иногда «упрощаем», просто даем подышать и никаких бумаг не оформляется, если водитель трезвый.

В завершение: не пейте и вам ничего не грозит

К сожалению, законодательство в части привлечения к ответственности за пьяную езду не всегда работает хорошо, да и неидеально. Спасибо вам за интересные тонкости вашей работы. Может быть подскажете, как избежать долгих проверок на опьянение тем, кто трезв?

Подсказка очень проста: не пейте за рулем и 95 из 100 инспекторов вас отпустят даже без предложения «подышать». Остальным же тоже пойдите навстречу, дыхните и езжайте себе дальше. Других советов не дам – и так уже весь Интернет пестрит пошаговыми инструкциями как обмануть инспектора или иначе нарушить закон.

 

Николай Константинович
Опытный автоюрист, осуществляющий консультирование и защиту прав автовладельцев по различного рода ситуациям в том числе жертвам ДТП и страховых компаний.