Как водитель грамотно отказался от «продувки» в алкотестер

Вопрос о том, надо или нет проходить проверку на алкотестере по первому требованию ГИБДД часто озадачивает и автоюристов, и водителей. Очень часто юристы полагают, что требование о прохождении проверки на алкотестере без протокола об отстранении от управления и указания конкретных признаков опьянения незаконна. Водители же предпочитают просто «дунуть» в прибор и поехать дальше, нежели цепляться за юридические тонкости.

На рассмотрение к нашим автоюристам поступила рассказанная одним водителем история, как он безнаказанно отказался «дуть» в алкотестер, избежал медицинского освидетельствования и был отпущен с миром. Подобные ситуации — редкость, так как некоторые водители из-за этого лишились прав.

Далее – история от водителя.

Продувка без оснований

По пути на работу утром был остановлен экипажем ГИБДД. Специальная рота, которая часто с утра проводит различные рейды по выявлению нетрезвых (а точнее – похмельных) водителей. В городе их весьма не любят, так как все любители нетрезвых покатушек обычно «отжигают» в вечернее время, а спецрота занимается выявление лишь водителей с остаточными парами, которые более чем безопасны на дороге.

Попал под рейд и я, хоть и был трезв – до этого не употреблял спиртное наверное недели две. Меня остановили и попросили пройти в служебный автомобиль ГИБДД для проверки на опьянение. Поскольку я опаздывал на работу, к тому же там произошли не самые приятные события, требовавшие моего немедленного присутствия, я решил пойти на принцип.

— На каком основании проверка? Вы видите у меня признаки опьянения? – поинтересовался я у инспектора ДПС.

— Да, вероятно. Я чувствую запах алкоголя, к тому же у вас учащенная речь, — невозмутимо ответил инспектор. – Что вчера выпивали?

Зная, что нужно отвечать на этот каверзный вопрос, я  ничего на него не ответил.

— Оформляйте протокол отстранения, указывайте признаки опьянения и направляйте на медицинское освидетельствование, — я твердо стоял на своем.

— Вы понимаете, что я имею полное право задержать вас. Вы действительно хотите потерять несколько часов времени? – с явным раздражением спросил инспектор.

— Я хочу, чтобы все было по закону. Вы подозреваете меня в нетрезвом вождении, придумываете признаки опьянения, которых объективно нет. Если уверены в правоте своих действий – оформляйте все как требуется.

Дышать или не дышать – вот в чем вопрос

Инспектор отошел к своему автомобилю, переговорил с коллегой и вернулся.

— Хорошо, в таком случае будем оформлять отстранение. В городской больнице нарколога сейчас нет, нам придется ехать во вторую поликлинику в другом микрорайоне. Лучше бы вы просто прошли проверку.

— Без проблем. Все равно вам меня привозить обратно. Куда поставить машину? Мы поедем на вашем автомобиле или вы вызовете еще кого-нибудь?

Помимо меня, к слову, внимания инспектора ожидало еще три остановленных автомобиля. Один из водителей подошел к автомобилю ДПС и судя по жестикуляции активно возмущался.

Требовавший освидетельствования инспектор замялся, оглядываясь но коллегу, о чем-то спорившем с подошедшим к нему водителем.

— Ладно, просто дыхните в сторону.

— Я простужен, вам действительно нужны мои бактерии? – я уже еле сдерживался, чтобы не улыбаться во все 32 зуба.

— Счастливого пути, — отрывисто махнул рукой инспектор и поспешил к другим водителям.

Хотелось бы уточнить у юристов – могут ли другие водители использовать такой метод? Почему сотрудники ДПС не оформляют все по закону, а при получении грамотного возражения – отпускают водителя. А вдруг я бы действительно был пьян?

Почти по закону

Ситуацию комментирует наш автоюрист, Николай Марков.

Николай Константинович
Задать вопрос автоюристу

Действующие нормативные акт, в частности Административный регламент МВД, утвержденный приказом №664, устанавливает четкие основания для отстранения от управления ТС.

Инспектор ГИБДД действительно обязан перед «продувкой» водителя оформить сперва его отстранение от управления, а уже затем – проводить проверку собственным алкотестером или же направлять на медицинское освидетельствование.

Подобный порядок часто нарушается по объективным причинам – экипаж ДПС физически не в состоянии проверить поток водителей, остановленных по подозрению в нетрезвом управлении. Поэтому всем предлагается сперва «дунуть», а уже потом оформлять бумаги.

В целом, мы уже разбирали юридические основания для отказа «дуть» алкотестер. Практически они соответствуют поведению водителя в этом случае.

В данном случае водитель, конечно, юридически прав. В другой ситуации, когда у инспекторов бы не стояла задача проверить как можно большее количество водителей за меньшее время, ему бы действительно пришлось ехать на медицинское освидетельствование и терять несколько часов времени. Отпустить пьяного водителя они вряд-ли смогут — все-таки в большинстве случаев визуальные признаки опьянения все же есть и при малейших сомнениях водителя оставят на освидетельствование.

Поэтому каждый решает для себя сам:

  1. Будучи уверенным в своей трезвости, потребовать оформления проверки на опьянение по всем правилам, рискуя потерять пару часов времени;
  2. Все же по-быстрому «продуть» трубочку и поехать дальше, поскольку факты фальсификации показаний алкотестера со стороны ДПС все же минимальны.

Как юрист-практик могу посоветовать второй вариант, если вы на 100% трезвы. Хотя признаю, что он не всегда соответствует нормам Регламента. Здесь водителю дается выбор — закрыть глаза на это нарушение и уехать быстро или же все по Регламенту, но долго. 

Можно ли оспорить действия ГИБДД?

Часто в сети можно увидеть призывы к обжалованию действий инспектора по направлению на освидетельствование без достаточных оснований, но это малоэффективно – формально инспектор выполняет свою функцию по контролю безопасности дорожного движения. Даже если факт опьянения не будет подтвержден  — едва ли суд станет на сторону водителя. Ведь последнему никаких санкций не применено.

Если вам все же нужно обжаловать действия или постановление инспектора ГИБДД – обращайтесь за помощью к нашим юристам.

Николай Константинович
Опытный автоюрист, осуществляющий консультирование и защиту прав автовладельцев по различного рода ситуациям в том числе жертвам ДТП и страховых компаний.