Как легко взбесить «гаишника»? 3 истории от экс-инспектора ДПС

Общение с  сотрудниками ГИБДД – это целая наука, внести лепту в которую старается каждый водитель. Масса различных публикаций в СМИ и профильных изданиях учат водителей не только каким-то юридическим тонкостям, но и общим правилам поведения – как смотреть, что говорить, на что отвечать.

Сегодня у нас в гостях бывший сотрудник ГИБДД по г. Санкт-Петербургу – Алексей Щ., беседу с которым проводить наш автоюрист Николай Марков.

Николай Константинович
Автоюрист Николай Марков

Николай: Максим, здравствуйте! Наверняка среди сотрудников ГИБДД есть какая-то своя внутренняя классификация водителей, а также определенные их типажи, которые способны разозлить инспектора? Чем грозит слишком дерзкому или любящему «качать права» водителю встреча с  инспектором и как можно легко добавить себе массу проблем.

Максим: Добрый день, Николай! Да, проблема взаимодействия и общения инспектора ДПС и водителя глубже и серьёзнее, чем небезызвестная проблемам отцов и детей. Водители практически поголовно видят в полицейских взяточников и негодяев, а сотрудники ДПС отвечают практически полной взаимностью, подозревая водителей во всевозможных нарушениях.

Я немного утрированно сейчас, но ситуация изнутри выглядит так.

Н.: Мы уже знаем, какие машины чаще всего любят останавливать инспектора, но какие типажи водителей могут сподвигнуть инспектора на явное злоупотребление своими полномочиями?

М: В большинстве случаев речь не идет о злоупотреблениях, нет. У инспектора в любом случае есть множество законных способов как минимум сделать общение водителя с ним максимально долгим и неприятным. С минимальными последствиями для себя. Но об этом далее.

Типаж первый: Вы не имеете права!

Н.: Сейчас множество водителей весьма неплохо знают свои права и часто одергивают инспекторов за многочисленные нарушения. Злит ли их это?

М.: Знание прав очень часто у водителей совершенно не коррелирует с их уместностью, да и то, что в их глаза выглядит как «злостное нарушение» чаще всего либо сущая мелочь, либо совершается для их удобства. Максимально наглядно отвечу случаем из практики:

Остановил водителя, смутил меня слишком резкий занос и какая-то дерганная езда. Подошел, представился. Мне сразу с порога «Удостоверение покажи, номер жетона назови». Показал. Минут 10 мы спорили о причине остановки. Это было уже по новому Регламенту, который прямым текстом разрешает останавливать водителей для проверки документов где угодно. Водитель же доказывал, что проверка документов незаконна, а он ничего не нарушил.

Поскольку такие «кадры» попадались почти каждый день, я сразу понял, что он рассчитывает просто утомить меня своим «всезнайством», чтобы я его отпустил. Потом он отказывался передавать документы в руки, предлагая смотреть их в его руках. Но ошибся, по ПДД водитель ОБЯЗАН передать документы инспектору для проверки. Пункт 2.1.1 ПДД, который он перепутал с положениями Регламента, по которым сотрудник ГИБДД показывает свою «корочку» с рук.

обязан ли водитель передавать права инспектору

Я предложил ему пройти в автомобиль для проверки его водительского удостоверения, он снова развел демагогию, что требовать выйти из машины я не в праве. Но я же не требовал – просто попросил. Ушел сам, пробили документы по базе – полис ОСАГО липовый, а водитель лишен водительских прав как три месяца назад, но их не сдал и ездил с правами на руках.

Если бы он вежливо поздоровался, показал документы – с очень большой долей вероятности поехал бы себе спокойно дальше. Поэтому если водитель вместо «добрый день» начинает докапываться до мелочи начиная от того, как ему представился инспектор ГИБДД и насколько быстро подошел, без протокола он явно не уедет.

Типаж второй: Да у меня мама – прокурор и папа – судья

Н.: А как обстоят дела с «неприкасаемыми»? Не с непосредственно теми, кого по закону так легко не привлечь к ответственности – например, судей, а с различными водителями, грозящими связями и различными карами.

М.: Еще хуже, чем с жалобщиками. Еще один наглядный случай, который проводили совместно с ФССП для выявления должников по штрафам. Останавливаю в центре города достаточно дорогой автомобиль, который проехал на красный, едва не сбив пешехода. 2 статьи уже безупречны: проезд на красный свет и непредставление преимущества пешеходу.

Водитель сразу начинает сыпать различными достаточно известными в полицейских кругах фамилиями, попутно ведет себя так же, как и персонаж из истории выше. И то мы права не имеем, и там наши действия незаконны, параллельно не забывая кому-то звонить, и показушно орать в трубку. Через 15 минут он понял, что комедия не имеет результата и закрылся в машине, а нам пообещал что вот скоро нам всем тут будет… ну, матом было сказано.

Вызвали ППС, машину заблокировали. Через полчаса приехала спокойная средних лет женщина – сотрудник надзорного ведомства прокуратуры. Юридически – мелкий клерк, гражданский служащий. Представилась, выслушала историю, перекинулась с ним парой слов и молча уехала. Товарищ сам «достался» из машины, в итоге оказалось, что прав у него нет – ни физически, ни юридически – лишен на 4.5 года суммарно (!!), страховки нет, да и неоплаченных штрафов тысяч на 80 рублей. Приставы были довольны, оформляли по полной программе.

Типаж третий: Решатели. Может, договоримся?

Н.: Часто ли предлагали вам взятки? Ну, или решить вопрос на месте, как обычно говорят. Раздражает ли вас такое?

М.: Регулярно, можно сказать каждый четвертый-пятый нарушитель с крупным штрафом. Пьяные – почти поголовно. Но все же в ГИБДД много честных работников. Даже те, кто раньше не гнушался «договориться», стали в разы более осторожными – время сейчас такое, что может «подсадной водитель» ездить по постам и специально нарываться на остановку, потому предлагая деньги. Поэтому мелочевку в 500-1500 рублей сейчас мало кто берет, ну или совсем обнаглевшие экипажи или очень молодые. Кончают обычно плохо.

Наш экипаж был принципиальный, за себя и коллегу могу поручиться. Попытки сунуть деньги бесили лично меня до нервного тика. Все, вот реально – все вокруг клянут гаишников, что они берут деньги. Так вы их не суйте! Но нет, за нарушения от 1500 рублей – каждый третий пытался «пятхатку» всунуть и все «порешать». Очень хотелось вызывать наряд на каждого, но кого-то жалко – это же статья серьезная, а с другими времени не было возиться.

Особо настырных же передавали куда следует, минимум 1-2 раза в неделю кто-то уезжал в компании со следователями. Гарантированно вызывали наряд полиции на «умников» и «блатных» из историй выше, когда они прекращали чудить и предлагали «порешать» вопросы после своего концерта. К ним никакой жалости!

Один раз остановили парня молодого, явно поддатого. Сперва «законы нам читал», потом папой грозил – какой-то чин в местном ОВД, якобы «пьет» с нашим начальством. Потом обзвонил телефоны доверия и горячие линии, оставил кучу жалоб. Итого 40 минут цирка. А потом, когда уже его оформляли по 12.8 КоАП РФ, решил денег предложить. Естественно, вызвали наряд и передали по справедливости – дачу взятки оформлять.

Н.: Да, нелегка служба работника ГИБДД. Спасибо вам за интересную информацию, надеюсь водители и инспекторы ГИБДД все же будут взаимовежливы на дорогах и не будут допускать злоупотреблений каждый со своей стороны.

Понравилась статья? Подписывайтесь на нашу ленту в Яндекс.Дзен, чтобы не пропустить новые интересные материалы!

Нужна консультация или услуга юриста? Звоните!
Юрист перезвонит вам в течение 10-15 минут. Или задайте вопрос в форме ниже.

Николай Константинович
Опытный автоюрист, осуществляющий консультирование и защиту прав автовладельцев по различного рода ситуациям в том числе жертвам ДТП и страховых компаний.