Как ГИБДД определяет юридически неграмотного водителя

Общение с ГИБДД при остановке – это целая наука. Во всяком случае, так ее подают различные издания и СМИ. В большинстве же случаев для нормального общения с полицейскими достаточно знать свои права, иметь необходимые документы и не нарушать ПДД. Вот только в большинстве своем такое общение невозможно из-за обязательного наличия хотя бы мелких «грешков» за водителем или же ввиду не всегда благоприятного настроя инспектора.

Что делать, если вас остановили ДПС?

Увы, если инспектор заведомо настроен на злоупотребления или же планирует «притянуть за уши» сомнительное нарушение, вам поможет лишь твердая уверенность и юридическая грамотностью. Большинство же водителей буквально в первую секунду остановки спешит сообщить «гаишнику» что они юридически неграмотны чуть менее чем полностью.

Нет-нет, они это делают не прямым признанием – а избитыми фразами, услышанными в видеоролик на Youtube. Стоит только водителю начать разговор и полицейский уже в курсе, что знания о своих правах данный водитель черпал из сомнительных по достоверности источников, а значит можно включать все возможные и невозможные провокации и разводы.

Если инспектор попадется добропорядочный, которых, как мы верим, на дорогах большинство – никаких проблем водителю не грозит. Но вот в остальных случаях стоит быть предельно осторожным и не выдавать незнания прописных истин закона и Административного регламента.

Ну а теперь – о самых распространенных фразах, сразу же выдающих неграмотность водителя.

Назовите причину остановки

Еще со времен старого Регламента многие водители уверены, что останавливать «просто для проверки» инспектор не может.

Поэтому каждый второй водитель тут же включает «героя Youtube» и начинает вместо «Добрый день» доказывать инспектору, что его не имели права останавливать. Вот только Регламент содержит весьма обширный перечень оснований для остановки, включая самое главное — 84.11, где, по сути, разрешены остановки всегда и везде.

Мы разбирали данный вопрос подробно в статье «Что грозит инспектору, не назвавшему причину остановки», поэтому нет смысла еще раз обсуждать.

Вкратце, пытаясь добиться от полицейского причины остановки, вы лишь демонстрируете незнание норм действующего Административного Регламента МВД, где о причинах остановки ровным счетом ничего не говорится.

Покажите удостоверение и покажите свой жетон, я все запишу

Подобные действия характеризуют водителя как склочника, любителя конфликтов и категорически неграмотного человека.

Часто можно услышать, что подобное действие, якобы, дисциплинирует инспектора – он, мол, сразу пугается, что все о нем известно и не будет злоупотреблять.

Сомнительное утверждение, как вам скажет любой юрист. А вот о том, что водитель мало того, что наверняка «с косяками», так еще и не очень ориентируется в своих правах – подобные фразы скажут сразу же.

Что вам даст удостоверение сразу после остановки? Вы хотите убедиться, что это – настоящий инспектор? Маловероятно, что бандиты при свете дня и у всех на виду будут «липово штрафовать» водителей.

Документы не покажу, дышать не буду, имею право

«Уход в отказ» от любых законных требований или вежливых просьб инспектора так же свидетельствует о не очень высоком уровне правовой грамотности водителя. Любой агрессивный «отказник» почти на 90% злостный нарушитель, едущий или с перегаром или де без документов. Любой инспектор ГИБДД вам это подтвердит.

Пример с просьбой «подышать в алкотестер» мы тоже не раз разбирали, комментируя, что проверка по Регламенту должна проводиться лишь после отстранения водителя от управления, оформляемого специальным протоколом. Но ДПС часто просто просят «дыхнуть», экономя бланки и время. Время, в том числе, водителя – иначе ему придется потратить 20, а то и 30 минут. Отказ в этом случае означает, что:

  • Водитель все же слегка пьян и таким образом тянет время, чтобы были оформлены все документы, а затем выписано направление на медосвидетельствование;
  • Водитель слабо ориентируется в своих правах, слышал, что «может отказаться», а о последствиях не очень осведомлен.

В  итоге с первых минут общения водитель мало того, что показывает себя не самым вежливым участником движения, так еще и формирует в себе стойкий образ нарушителя, который всячески тянет время.

Как же себя вести с инспектором?

  • Все увиденные где-то в видео или услышанные от знакомых «приемы общения» лучше подвергайте тщательному анализу и проверяйте по нормативным актам.
  • Всегда будьте в курсе всех изменений в законодательстве, касающихся общения с полицейскими.
  • Сохраняйте хладнокровие и вежливость. Не заискивайте, но и не хамите. Показушная бравада, угрозы и хамское поведение вовсе не делают вас выше или сильнее – у инспектора все равно больше законных (!) способов потратить массу вашего времени.

Если же имеет место явное злоупотребление со стороны сотрудника полиции – фиксируйте его на видео и обращайтесь в суд или к его руководству с официальным обращением/жалобой. В составлении жалобы вам всегда помогут наши автоюристы.

Николай Константинович
Опытный автоюрист, осуществляющий консультирование и защиту прав автовладельцев по различного рода ситуациям в том числе жертвам ДТП и страховых компаний.