Зачем инспектор ГИБДД просит выйти из машины? Ответ «гаишника»

Бывший инспектор ГИБДД рассказывает, зачем большинство инспекторов просит водителей покинуть автомобиль и пересесть в патрульную машину. Насколько это законно?

Вопросов о том, законно ли требование или просьба инспектора ГИБДД об оставлении автомобиля, поступает к дежурным юристам великое множество. Кто-то просто узнает о законодательной базе, а кто-то крайне возмущен таким поведением полицейского.

Мы уже ранее детально разбирали вопрос с требованием инспектора выйти из автомобиля. По действующему административному Регламенту полицейский вправе лишь предложить водителю переместиться в служебный автомобиль для составления документов.

Пункт 93.1 Регламента (утв. Приказом МВД №644) устанавливает список обстоятельств, при наличии которых инспектор вправе предложить водителю выйти из машины.

перечень условий для выхода водителя из машины

А пунктом 93.3 Регламентировано право сотрудника ГИБДД предложить водителю выйти из машины и пересесть в патрульный автомобиль ДПС для оформления документов при его непосредственном участии.

Именно отсутствие указания на «обязанность» водителя исполнять все предложенные «гаишником» просьбы часто становится причиной множества конфликтов.

Что говорят сами «гаишники»?

Сегодня с нами беседует экс-инспектор ГИБДД Александр Семенов, уже знакомый вам по публикации о палочной системе в ГИБДД. Он и ответит нам на вопросы об истинных причинах, по которым инспектор ДПС всячески «выманивает» водителя из его автомобиля.

Николай Константинович
Вопрос юристу

Беседу ведет наш автоюрист, Николай Марков.

Добрый день, Александр! Как вы считаете – Регламент все же устанавливает обязанность водителя покидать машину и пересаживаться в патрульное авто?

Добрый день, Николай! Нет, прямой обязанности водителя выходить по просьбе инспектора ГИБДД или пересаживаться в служебный автомобиль у него нет. Водитель обязан покидать автомобиль лишь в перечисленных КоАП РФ случаях – административное задержание, досмотр автомобиля или отстранение от управления ТС. Но здесь тоже проблема: обязанность эта как бы вытекает из сути процессуального действия, нигде прямо не прописано, что «водитель обязан».

Поэтому ничего вам не мешает отказаться как выходить из машины, так и переходить в патрульный автомобиль для оформления штрафа. Инспектор заберет документы и уйдет сам писать протокол, потом передаст его вам для ознакомления. Это без проблем, но ответьте себе сами – в чем смысл этого?

Часто ли в вашей практике водители отказывались исполнять просьбу?

Ежедневно такие встречались, а то и не один. Возмущение, требование процитировать норму закона, какое-то напряжение «А что я сделал?!».

Стоит понимать каждому водителю – отказ выполнить безобидную и никоим образом не нарушающую ваши праву просьбу настораживает и привлечет дополнительное внимание. Поэтому если вы забыли страховку и не хотите, чтобы инспектор об этом знал  — лучше выйдите из машины, иначе на ваш отказ полицейский будет вынужден проверить каждый документ – на всякий случай.

Зачем инспектор ГИБДД просит выйти из машины?

Вы уже процитировали пункт 93.1 Регламента – там дан в целом исчерпывающий перечень условий. Но в первую очередь – это ловля на живца. Водитель, которому есть что скрывать и опасаться, начинает нервничать после такой просьбы – это своеобразная игра в поддавки. Он играет собранность, а инспектор умышленно создает ситуации, которые провоцируют нарушителя.

Только за последний год работы перед моим уходом в практике произошли следующие случаи, связанные с требованием покинуть автомобиль:

  • Молодой парень, забыл дома права (как он сказал). Предложил пройти в машину, так он сперва закрылся в автомобиле, затем пытался покинуть место остановки, но застрял на бордюре. Оказалось – «лишенец», с 5 годами неотбытого лишения прав суммарно.
  • Еще один мужчина после просьбы выйти из автомобиля (не понравилась его суетливость) устроил скандал, выскочил из автомобиля, пытался что-то доказать, бурно жестикулируя. Итог – состояние наркотического опьянения.
  • Еще один товарищ перевозил запрещенные вещества в очень приличном количестве. Его бы проигнорировали, оформив протокол за отсутствие полиса ОСАГО, не пойди он на принцип «не буду выходить, не обязан». Пререкания, закрылся в машине и пытался сбежать. Задержание, досмотр – полная машина «веществ».

И самая детективная история: остановили водителя, который начисто отказался выходить из наглухо тонированной машины. Сам предложил выписать штраф за тонировку и «он поедет дальше». Документы передал через чуть опущенное стекло. Согласился даже «подышать в трубочку», но из машины не выходить. Опустил стекло пониже – в салоне тьма, тонировка глухая совсем. Якобы болеет, не может двигаться нормально.

Алкотестер ничего не показал, но с коллегой продолжили его пытаться заставить выти из машины.

  • «Мы: У вас фары не горели. Он: Я знаю».
  • «Мы: А почему бампер царапанный? Он: Зацепился за гараж (а бампер был целый!).»

В итоге предъявили ему, что подозреваем его  в употреблении наркотических средств и ему все же придется выйти для освидетельствования, а сейчас мы составим протокол об отстранении. Попытался сбежать – задержали. А на заднем сиденье у него девушка лежала, без сознания и связанная. Поругался со знакомой и куда-то ее вез. Потом была статья о похищении ему, но что он с ней бы сделал – неизвестно.

Поэтому водители могут сколько угодно возмущаться просьбой инспектора ГИБДД, который «безмотивно» просит выйти – но для инспектора любой отказ будет подозрителен. Такова его работа, увы. Для водителя никакой сложности не составляет выйти из автомобиля на пару минут. Не обязан, да. Но так спокойнее и ему, и инспектору.

Человеческий фактор: всем удобнее

Есть и еще несколько причин, по которым полицейский предлагает вам покинуть автомобиль и перейти в патрульную машину.

  • Элементарное удобство. Бегать туда-сюда для уточнения данных неудобно ни инспектору, ни вам – потратите вдвое больше времени.
  • Безопасность. Даже разговаривая с водителем, сидящим в машине, были случаи когда водитель потом писал жалобу, прилагая запись с регистратора с плохим звуком. Водителя слышно, инспектора – нет. Отписки, опросы, проблемы. В патрульной машине регистратор пишет все.
  • Комплексная оценка поведения водителя. Походка, общее восприятие ситуации, поведение. Подчас это позволяет заподозрить опьянение или же странности в поведении.

Повторюсь, такова работа инспектора – выявлять правонарушения или даже возможные преступления. А так вы не обязаны выходить из машины.

Спасибо за интересную информацию, Александр! Надеемся, водителям она была интересна и полезна.

Николай Константинович
Опытный автоюрист, осуществляющий консультирование и защиту прав автовладельцев по различного рода ситуациям в том числе жертвам ДТП и страховых компаний.