Может ли ГИБДД наказать водителя за отказ выйти из машины?

отказ выйти из машины по требованию ГИБДДВ адрес наших юристов поступил интересный вопрос, касаемо поведения водителя в случае требования инспектора ГИБДД выйти из машины. Разбираемся, нужно ли выходить к инспектору ГИБДД из машины.

Вопрос: Меня остановил инспектор ГИБДД и стал требовать, чтобы я вышел из машины. В противном случае обещал привлечь за неповиновение. Я вышел, а теперь думаю – законны ли были его действия?

Когда нужно выходить из машины по требованию сотрудника ГИБДД?

Ответ: С большой долей вероятности действия инспектора были незаконными.

При осуществлении деятельности по контролю за безопасностью дорожного движения, инспектор обязан руководствоваться положениями вступившего с 20 октября 2017 года административного регламента, утвержденного Приказом МВД России от 23.08.2017 N 664 “Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения”.

Пункт 93.1 данного регламента устанавливает перечень ситуаций, когда инспектор вправе предложить водителю покинуть автомобиль.

  • В их числе:
  • Если подозревает у водителя наличие признаков опьянения или же полагает его находящимся в болезненном состоянии;
  • Для досмотра машины, груза, личного досмотра самого водителя или осмотра автомобиля;
  • Для сверки номерных агрегатов автомобиля, проводимого в присутствии водителя;
  • Для оказания помощи пострадавшим в ДТП, иным участникам движения или для проведения процессуальных действий;
  • С целью устранения технических неисправностей автомобиля или нарушений при перевозке грузов;
  • В случаях, когда поведение водителя представляет угрозу безопасности инспектора ГИБДД.

Формулировка в административном регламенте очевидна – «вправе предложить», но никак не заставить, поэтому предложение нельзя считать «законным распоряжениям сотрудника полиции», за неисполнение которого может наступить ответственность по ст. 19.3 КоАП РФ за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции. В этой связи ответственности за отказ выходить из машины не наступит.

Когда водитель обязан покинуть автомобиль?

Законом не установлено перечня ситуаций, когда водитель обязан выйти из машины. Однако следствием исполнения законного распоряжения требований сотрудника полиции, выйти из машины придется, если:

  • Сотрудником полиции составлен протокол административного задержания на основании ст. 27.4 КоАП РФ;
  • Водитель отстранен от управления транспортного средства с составлением соответствующего протокола в присутствии понятых (ст. 27,12 КоАП РФ);
  • О досмотре транспортного средства (ст. 27.9 КоАП РФ).

При этом, повторимся, этот перечень не прописан в законе, а обязанность водителя покинуть автомобиль вытекает из сути применяемых к нему процессуальных мер.

Что делать водителю?

Отсутствие четкого разделения права и обязанности водителя покидать автомобиль по требованию инспектора ГИБДД часто становится почвой для различных злоупотреблений.

нужно ли выходить из машины по требованию ГИБДДПоэтому крайне желательно:

  • Фиксировать на видеорегистратор все происходящее с автомобилем и водителем с момента остановки;
  • Покидать автомобиль лишь в крайнем случае или же при полной уверенности в отсутствии злоупотреблений со стороны инспектора;
  • Повернуть видеорегистратор в сторону окна, чтобы записать весь разговор с инспектором;

Если вы решили пересесть в патрульный автомобиль, убедиться что запись видео в нем ведется и весь разговор с инспектором будет записан. При этом вы можете вести запись своим мобильным телефоном.

Не стоит «нарываться»

Главная рекомендация от опытных юристов – не провоцируйте инспектора ГИБДД, если вы действительно нарушили ПДД и прекрасно это понимаете. От демонстрирования вашего знания административного регламента, КоАП РФ, закона «О полиции» и других нормативных актов НЧИЕГО не поменяется, а совершенное правонарушение в любом случае будет вам инкриминировано.

Не забывайте, что инспектор ДПС выполняет свою работу и если вы понимаете, что виновны в правонарушении – не стоит устраивать показательный «троллинг» инспектора, как последнее время любят делать многие водители. Вы просто потеряете массу времена, да и у инспектора более чем широкий арсенал законных способов испортить водителю пару часов его жизни.

ВАЖНО: Под призывом «не нарываться» понимается не игнорирование совершаемых инспектором явных нарушений закона, а формальные зацепки за нормы того же регламента с целью насолить инспектору.

Пример: Иванов, будучи изрядно с похмелья, был остановлен инспектором ГИБДД. Усмотрев явно помятый вид водителя и имеющиеся признаки опьянения, инспектор предложил пройти в патрульный автомобиль для проведения освидетельствования.

Иванов в грубой форме отверг предложение, закрылся в автомобиле и утверждал, что он «не обязан», требуя составить протокол об отстранении. Протокол был составлен, Иванов отказался проходить освидетельствование, потребовав отправки на медицинское освидетельствование.   Однако при наличии протокола о отстранении, он был обязан покинуть автомобиль. В итоге Иванов был задержан, ему вменена ст. 19.3 КоАП РФ и 12.8 КоАП РФ – управление в нетрезвом виде.

Изначально моно было просто пройти освидетельствование, сэкономить свое время и избежать привлечения по дополнительной статье.

Действуйте в соответствии с законом и требуйте того же от сотрудника полиции. Если за вами нет нарушений – спокойно покиньте автомобиль, совершите все процессуальные действия и двигайтесь своей дорогой.

Обжалование: помощь юриста

Если вы полагаете, что инспектор грубо нарушил ваши права – вы можете обжаловать его действия в суд. Для этого обратитесь к нашим юристам за консультацией или поручите им составление жалобы.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!
Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже, задайте его в чате или позвоните по номерам телефонов:
Николай Константинович
Опытный автоюрист, осуществляющий консультирование и защиту прав автовладельцев по различного рода ситуациям в том числе жертвам ДТП и страховых компаний.