Штраф за техосмотр в 2000 руб. ежедневно, проверка 3 раза в месяц и другие новшества реформы

Следом за внедрением электронных паспортом транспортных средств, занимающаяся ведением данного проекта компания АО «Электронный паспорт» выступает с инициативой глобального реформирования системы технического осмотра. Реформа техосмотра начнется в 2019 году и займет несколько лет, но ее итоги едва ли придутся по вкусу большинству даже добросовестных водителей.

Зачем нужна реформа?

И страховые компании, и автоэксперты и не отрицают – больше 70% диагностических карт в РФ или «липовые», то есть выдаваемые организациями, не имеющими соответствующей аккредитации на проведение ТО, или же выданные «официальными» станциями без реальной проверки автомобиля.

После внесения изменений в ст. 12.1 КоАП РФ, исключивших привлечение к ответственности за отсутствие техосмотра, процедура получения диагностической карты стала носить исключительно формальный характер – она необходима для оформления ОСАГО. Обязательной при проверке инспекторами ГИБДД диагностическая карта является для транспорта, занятого в такси, общественном транспорте, на пассажирских перевозках и в ряде других сфер.

Николай Константинович
Николай Марков. Автоюрист

Ни для кого не секрет, что некоторые страховые компании предлагают «пройти техосмотр» прямо на месте и оформляют его у «внешнего сотрудника», сидящего за соседним столом или же сразу страховым агентом. В итоге при оформлении страховки ОСАГО где-нибудь в Волгограде водитель получает диагностическую карту со станции где-нибудь в Москве. Обходится такая процедура в среднем в 1.5-2 раза дороже, нежели прохождение реального ТО.

В итоге смысл техосмотра сегодня сводится к формальному внесению платы без реального контроля за состоянием транспортного средства. Вместе с тем, неисправность ключевых узлов управления часто становится причиной ДТП.

Индивидуальная история автомобиля: как это будет

Первая часть реформы, инициированная операторами электронного ПТС – это накопление «истории» автомобиля за несколько лет. Именно на основе истории эксплуатации автомобиля планируется разрабатывать индивидуальный график прохождения технического осмотра каждым автомобилем.

Руководитель АО «Электронный паспорт» Борис Ионов на прошедшем заседании научно-технического совета Торгово-промышленной палаты РФ рассказал о грядущих изменениях в  системе технического осмотра, на реализацию и запуск которых потребуется несколько лет. С ноября 2019 года получение электронных ПТС на все автомобили, которые были выпущены или произведены на территории РФ будет обязательным. Пока же водители могут получить еПТС добровольно.

Учитываться при построении индивидуальной истории автомобиля будет все:

  • Пробег;
  • Возраст автомобиля и его характеристики;
  • Периодичность технического обслуживания и выявленные проблемы;
  • Аварии и причиненные в них повреждения.

Все полученные сведения будут формировать историю автомобиля, от качества которой и будет зависеть периодичность проводимых технических осмотров. Наиболее «убитые» автомобили могут быть запрещены с привлечением ГИБДД к эксплуатации.

В частности, в очевидном выигрыше окажутся владельцы новых машин с небольшим пробегом и не участвовавших в авариях. Остальным же придется проходить ТО гораздо чаще, при этом для автомобилей с годовым пробегом в пределах 200 000 километров называется периодичность до 3 раз в месяц. В основном столь регулярные проверки будут касаться автомобилей такси.

Разумеется, для введения такой системы нужно навести идеальный порядок с техническим осмотром, призвав к ответственности уполномоченные его проводить станции и избавившись от массовой продажи фиктивных диагностических карт.

Чего ждать уже в Новом году?

Пока оператор электронных ПТС строит фантастические планы, законодатели начинают действовать уже сейчас, подготовив обширный пакет поправок в КоАП РФ и УК РФ. Они были разработаны Минэкономразвития, переданы в Госдуму и одобрены 13 ноября 2018 года Комитетом по госстроительству и законодательству.

Условно пакет поправок можно разделить на две части.

Ответственность станций техосмотра и экспертов: огромные штрафы и уголовное преследование

Ужесточает ответственность операторов системы техосмотра, в том числе допускает возможность дисквалификации экспертов и драконовские штрафы.  За выдачу диагностической карты без реального осмотра автомобиля эксперт может быть оштрафован на 200 тыс. рублей, о чем внесены изменения в КоАП РФ.

Добавится и уголовное наказание. За осуществление техосмотра без соответствующей аккредитации гражданину грозит штраф до 300 000 рублей, а если преступление будет совершено группой лиц или же при оказании незаконных услуг по техосмотру будет получен доход в особо крупном размере – виновники могут оказаться в тюрьме на срок до 5 лет.

Ответственность для водителей: штраф в 2000 рублей… ежедневно!

На водителей предлагается налагать штраф в размере 2000 рублей за эксплуатацию автомобиля без надлежащим образом оформленной и действительной диагностической карты.

При этом контролировать оформление диагностической карты предлагается с помощью систем видеофиксации, что позволит фактически ежедневно штрафовать водителей за езду без техосмотра.

Система будет автоматически сверять номер автомобиля с базой данных, содержащей сведения о прохождении техосмотра и передавать информацию инспектору ГИБДД для оформления постановления. Чаще чем 1 раз в сутки выписать штраф система не сможет —  об этом будет отдельно оговорено в законопроекте.

И если ранее штрафу по ст. 12.1 КоАП РФ в размере 500 или 800 рублей могли быть подвергнуты только водители такси, автобусом или иного транспорта, на который распространялись требования повышенного контроля, то новые поправки предлагают требовать прохождения техосмотра от всех участников дорожного движения.

Текст добавляемого пункта в ст. 12.5 КоАП РФ и примечания к нему размещен ниже.

штраф за техосмотр 2019

С полным текстом законопроекта можно ознакомиться здесь.

Если с инициативой АО «Электронный паспорт» еще усматривается некоторая фантастичность и сложность с внедрением истории каждого автомобиля. то ужесточение ответственности наверняка увидит свет если не в начале 2019 года, то максимум – в его середине.

Николай Константинович
Опытный автоюрист, осуществляющий консультирование и защиту прав автовладельцев по различного рода ситуациям в том числе жертвам ДТП и страховых компаний.