Содержание
Какие законы были строже для водителей – старые или современные? Краткое сравнение самых строгих наказаний СССР и РФ или за что лишали водительских прав в СССР.
О лишении водительских прав в СССР часто можно услышать разные мнения. Кто-то убеждает, что раньше лишали водительских прав лишь в исключительных случаях, а кто-то наоборот уверен, что советские законы были более суровы к правонарушителям на дороге.
Когда в СССР появилось лишение прав?
Постановлением Совета Министров за номером №382 24 мая 1956 года было введено лишение права управления автотранспортом сроком на 1 год за нетрезвую езду. Эта санкция с лишением водительского удостоверения стала первой в Советском союзе, обусловленная увеличившимся числом пьяных ДТП на дорогах. В дальнейшем лишение прав было введено и в другие составы наиболее тяжких правонарушений.
В частности в 1968 году Указом Президиума ВС РСФСР лишение прав плотно вошло в систему наказания за нарушения на дорогах – лишиться прав можно было за:
- Двукратное грубое (имелся перечень «грубых» нарушений) нарушение ПДД за год;
- ДТП в результате нарушения ПДД;
- Нелегальное таксование и использование автомобиля в коммерческих целях.
Ни одна из этих норм до современного КоАП РФ не дошла – лишить прав за ДТП могут лишь в случае причинения средней тяжести вреда здоровью или же в уголовном порядке при «тяжких» пострадавших или погибших.
Примечательно, что в Советское время суды не рассматривали административные дела, а лишь жалобы на постановления. Все материалы о нарушении ПДД, в том числе по лишению прав, рассматривались непосредственно руководством ГАИ или инспекторами на месте (в зависимости от категорий дел). После изъятия прав на месте водителю выдавалось временное разрешение и эта норма действовала и в РФ до 2007 года.
В последующем изменения были внесены в данный документ 1989 году, ставшие последними в истории СССР.
За что в СССР водителя могли лишить прав?
Вопреки ошибочным заверениям, многие правонарушения ПДД в Советском союзе наказывались весьма строго, местами даже более строго чем ныне по КоАП РФ.
Нарушение ПДД с созданием аварийной обстановки или же невыполнение требования работника милиции об остановке.
Выдержка из Указа Президиума ниже.
За нарушение скоростного режима, знаков и прочих требований ПДД и в случае, если такие действия вынудили других участников движения принимать меры к обеспечению собственной безопасности, можно было лишиться прав сроком до 3 месяцев.
Комментарий автоюриста, Николая МарковаОбратите внимание на фрагмент, касающийся определения аварийной обстановки. Пока современные депутаты пытаются вывести определение «опасной езды», без малого 30 лет назад все давно уже описано с безусловными примерами и включено в официальный документ…
Жаль, что до настоящего времени этот пункт не дошел.
Нарушение правил пересечения железнодорожных переездов или же нарушение иных ПДД, которое повлекло повреждение имущества, грузов, дорог, а также за оставление места ДТП, прав можно было лишиться от 3 до 6 месяцев.
Выдержка ниже.
До современного КоАП РФ дошла только норма об оставлении ДТП и нарушение правил проезда ЖД-переезда. А вот нарушение, повлекшее повреждение имущества было благополучно заменено страховкой.
Управление в пьяном виде, а равно передача управления таким лицам и уклонение от освидетельствования на алкоголь
За пьяную езду водитель мог расстаться с правами от 1 года до 3, а заодно и уплатить штраф в размере 200 рублей. По штрафу санкция выглядит куда более суровее современной – средняя зарплата в Советском союзе в 1985-1989 годах не превышала 100 рублей, а за пьяную езду водителя штрафовали примерно на 2 средних зарплаты минимум!
Выдержка из Указа приведена ниже.
А вот пьяная езда лиц, лишенных права управления, наказывалась лишь штрафом в 200 рублей, что ставило их в явно более выгодное положение – ныне в РФ данное деяние дополнительно может быть наказано арестом.
Когда ответственность была строже – в СССР или в РФ?
Однозначного вывода сделать нельзя. Описанные нарушения ПДД, за которые в Советском союзе полагалось лишение прав, в какой-то части можно спроецировать и на современное законодательство. Например, то же нарушение ПДД, повлекшее ДТП, повреждение имущества или же вынудившее других участников движения принимать меры к смене траектории движения наказывались лишением прав.
В современных реалиях, будь введена такая норма, треть водителей страны лишилось бы прав в первые полгода езды…
Однако основная масса водителей все же была вынуждена соблюдать Правила под угрозой весьма серьезной ответственности.