Каких водителей боятся гаишники? Интервью с инспектором

Ныне действующий инспектор ГИБДД делится своей практикой работы и рассказывает, каких водителей он и его коллеги предпочитают обходить стороной.

Часто в сети можно встретить десятки различных советов о том, как поставить на место «гаишника», что отвечать и как себя вести. Но какие действия обеспечат действенную защиту от необоснованных претензий? Сегодня с нами беседует Александр П. – инспектор административной практики ГИБДД, а ранее – инспектор ГИБДД что называется «на самой передовой». Территориально город места службы мы не указываем по просьбе нашего собеседника.

Беседу ведет наш автоюрист – Николай Марков, который задает каверзные вопросы и комментирует наиболее интересные ответы.

Не всякий инспектор – злейший враг

Николай Константинович
Автоюрист

Здравствуйте, Александр! Хотелось бы начать с причины, почему вы решили пообщаться именно с нами. Все-таки в сети сотни сайтов, которые пишут об автомобильном праве и различных нюансах для водителей.

Добрый день, Николай! Конкретно ваш ресурс заинтересовал здравой оценкой действительности. Вы не пишете однобоко о том, что все «гаишники – беспредельщики» и не возводите культ нарушителя в Абсолют. Где надо – вы помогаете советом, где нет – разъясняете читателю, что именно в данном случае придется понести ответственность. Это редкость сегодня, большинство юридических сайтов на автотему читать без раздражения невозможно.

Спасибо за оценку. Ну и все-таки – насколько все эти советы, руководства «Как общаться с инспектором» помогают водителям и как к этому относятся в ГИБДД?

Как вам сказать, чтобы и честно, ин е грубо. Как поможет совершившему убийство злоумышленнику инструкция по общению со следователем? Нет, в ряде случаев она поможет ему избежать ответственности или смягчить ее, но моральная ее суть от этого не меняется.

Так и с советчиками. Одно дело, когда даются рекомендации как противостоять явному «разводу» на взятку, поскольку нечистые на руку коллеги все же есть, хоть и не так много, как думают все. А совсем другое дело, когда водителя учат откровенно троллить инспектора, провоцировать его.

Боится ли инспектор жалоб?

Часто советуют угрожать инспектору ГИБДД обжаловать его действия. Опасаются ли таких водителей «гаишники»?

Жалобой нам грозит каждый второй нарушитель и каждый третий остановленный. Кто-то им внушил, что магическое слово «жалоба» должно пугать нас до мокрого кителя. Но это отнюдь не так.

  • Во-первых, если инспектор уверен, что он прав – пугайте его чем угодно, это бесполезно. Пьяный водитель с подтвержденным «квитком» алкотестера или же явно совершивший обгон через сплошную – вы можете записать инспектора жалобами, но от ответственности не уйти.
  • Во-вторых, сама по себе жалоба – пустой звук. Жаловаться имеют право все, но на чем будет основана жалоба? Боится жалоб тот инспектор, который заведомо творит незаконное. Поэтому «пугать» жалобой «гаишника» водитель, конечно же, может. Но если не получается – то водитель явно не прав.
  • В-третьих, кто пугает? Прозвучит цинично, но если человек предлагал 250 рублей на руки вместо 500 рублевого официального штрафа, а после отказа начал угрожать жалобами – это смех! Для него 500 рублей штрафа – уже проблема, о какой жалобе речь? К тому же мы обязаны сообщить о попытке подкупа и вызвать наряд полиции, а это судимость и статья для водителя. Обычно мы так не делаем, зачем ломать жизнь человеку?

Поэтому обычная угроза «я напишу жалобу» неэффективна. Пишите – у вас есть право. Суд разберется!

Отдельно хочу затронуть советы жаловаться на инспектора за такие вещи, как:

  • Не представился;
  • Не показал удостоверение;
  • Не так назвал причину остановки;
  • Не поклонился водителю (сарказм).

Жалобы вы писать вправе. НО! Если факт нарушения задокументирован и с доказательствами проблем нет (видео, «квиток» алкотестера, заключение врача) – жалобы бесполезны, поскольку если инспектор не назвал свое ФИО пьяному водителю, который «дыхнул» куда надо или же прошел освидетельствование – «гаишнику» ничем это не грозит, кроме втыка от начальства. А его (втык) каждый инспектор и так получает каждый день за все подряд, это не новшество, а обычный рабочий момент.

Правда ли, что суды априори стоят на стороне инспектора?

Не всегда. По пьянству за рулем судьи исходят из показаний алкотестера и показаний водителя. Если он не отрицает, что дышал, а во всех документах есть отметка «согласен» или описано признание в пьяной езде – говорить в суде можно что угодно и как угодно.

Даже если есть формальные нарушения со стороны ГИБДД – суд не рискнет оставлять заведомо пьяного водителя с правами. Завтра он кого-нибудь переедет на дороге и первым же делом общественность уничтожит и полицейских, и суд.

По делам попроще ни о каком абсолютном доверии инспектору речи не идет. С нас запрашивают видеозаписи, показания, вызывают неоднократно в суд и любое сомнение идет в пользу обвиняемого.

Как отпугнуть инспектора?

Часто в сети встречаются подробные инструкции, что сказать инспектору, чтобы отпугнуть его. Работают ли они?

И да, и нет.  Универсального приема нет, но если я, скажем, остановлю водителя за не пристёгнутый ремень, а он начнет доказывать, что ремень был на месте, а мне нечем будет доказать обратное – я его отпущу.

И дело здесь вовсе не в волшебных фразах, а в том, что система доказательств должна быть основана на фактах – видео, фото и т.д. Не пристёгнутый ремень доказать практически нельзя и я, как и мои коллеги, прекрасно это понимаем.

Потому если водитель оказался из серии «правдоруб» — пусть едет себе с миром, но лишь по тем нарушениям, где доказательная база действительно хромает.

Другой пример: Мы зафиксировали тройной обгон через сплошную на мосту. В этом случае водитель может хоть 5 приемов «Как отпугнуть гаишника», хоть 10, хоть все статьи из сети собрать – ничего ему не светит, протокол будет. А там суд разберется.

Есть ли шансы?

То есть, шансов бороться с системой нет? Остановили – смирись. Так получается?

«Борьба с системой»… слишком громкие слова. Нарушил – ответить. Если водитель знает за собой грешок, к чему это позерство и «борьба»? Другое дело, если его остановили по утру и, не найдя алкоголя, начали незаконно требовать осмотра машины. Здесь все средства хороши, я не поддерживаю беспредел номинальных коллег!

Спасибо вам, Александр, за интересные ответы на наши вопросы. Надеюсь, еще пообщаемся!

Николай Константинович
Опытный автоюрист, осуществляющий консультирование и защиту прав автовладельцев по различного рода ситуациям в том числе жертвам ДТП и страховых компаний.