Остановил «гаишник» — нужно ли включить «аварийку»?

При остановке инспектором ГИБДД нужно включить аварийную сигнализацию или же это лишнее? Очень часто инспектор ГИБДД останавливает водителей в самых неожиданных и подчас непредназначенных для этого местах. Иногда даже следует провокация, что водитель не включил аварийную сигнализацию – особенно при остановке водителя в месте, где как таковая остановка запрещена.

Нужно или нет включать «аварийку» при остановке инспектором ГИБДД – разберемся в данной публикации.

Какие ситуации бывают?

К сожалению, водители все еще сталкиваются с рядом злоупотреблений со стороны сотрудников ГИБДД. Вот примерные вопросы, которые поступили на нашу горячую линию.

Николай Константинович
Задать вопрос юристу

Вопрос 1: Меня на мосту остановил инспектор ГИБДД, хотя остановка там запрещена. Я остановился, вышел из машины и мне тут же предъявили, что я нарушил ПДД и не включил аварийную сигнализацию, так как вынужденно остановился в запрещенном месте. В итоге оштрафовали на 500 рублей. Не за остановку, конечно.

Вопрос 2: Остановился по отмашке инспектора в городе, припарковался на обочине, включил аварийку. Мне прочитали лекцию о том, что включение сигнализации не требовалось. Отпустили без проблем, но озадачили — неужели я не вправе ее включить для обеспечения дополнительной безопасности автомобиля?

Эти и подобные вопросы как минимум несколько раз в месяц поступают нашим автоюристам на горячую линию. Что же делать водителям, которых останавливает инспектор ГИБДД?

Что говорится про аварийку в ПДД?

Правила дорожного движения дают исчерпывающий перечень ситуаций, когда водитель обязан использовать аварийную сигнализацию. Он дан в разделе 7 ПДД.

Как видим, нас интересует лишь вынужденная остановка в неположенном месте и последний абзац, касающийся обеспечения безопасности обстановки и других участников движения.

аварийка если остановил гаишник

Является ли остановка вынужденной в случае, если вас останавливает инспектор ГИБДД? Да, вполне – ведь иначе бы не остановились в запрещенном на то месте.

Нужна ли аварийка при остановке инспектором или же нет?

Как мы уже выяснили в ПДД, водитель обязан включить аварийную сигнализацию в случае вынужденной остановки или же в иных случаях для обеспечения безопасности.

Поскольку остановка в запрещенном на том месте по отмашке жезла ГИБДД является вынужденной, то включить аварийную сигнализацию водитель обязан.

Если у полицейского возникнут вопросы – зачем он это сделал, то водителю лучше всего сообщить о том, что остановка в данном месте запрещена, а так как он остановился вынужденно  — поэтому и включил аварийку.

Можно ссылаться на последний абзац пункта 7.1 во всех случаях, если:

  • Водитель не уверен, что в данном месте остановка запрещена;
  • Сигнализация включена именно для обеспечения безопасности других участников движения.

Последний пункт не нуждается в каком-то особом обосновании. Водитель посчитал, что остановка по требованию ГИБДД в черте города или на оживленной автомагистрали может создать опасность, поэтому включил аварийную сигнализацию.

ГИБДД в этом случае не имеют ни законного, ни морального права придираться – ведь водитель заботится не только о своей, но и об их безопасности.

Почему включать аварийку при остановке ГИБДД нужно всегда?

Часто в сети можно встретить не очень грамотные статьи, где водителей категорически убеждают ни в коем случае не включать сигнализацию при остановке ГИБДД. Это делается с традиционной для таких публикаций целью – уличить ГИБДД в чем-нибудь незаконном, полностью откинув логику и здравый смысл. Мол, не делайте этого — вам ничего не грозит.

Да, по закону эту обязанность очень условно можно притянуть лишь в случае остановки в неположенном месте. Все претензии ГИБДД в этом случае легко оспорить, но вот во всех остальных – водитель действительно не обязан это делать.

НО! Экипажи ДПС часто «маскируют» свою машину так, что сторонние водители не сразу заметят причину вашей остановки, поэтому остановившийся на дороге водитель может стать помехой, которую не заметят невнимательные или торопящиеся водители.

А вот аварийка станет для них дополнительным способом привлечь внимание. В конце-то концов даже на Youtube можно без труда найти десятки аварий, где зазевавшиеся водители врезаются и в экипажи ДПС и в остановленные ими автомобили.

Поэтому обязанность – обязанностью, а вот позаботиться о собственной безопасности и сохранности своего же имущества явно стоит.

Николай Константинович
Опытный автоюрист, осуществляющий консультирование и защиту прав автовладельцев по различного рода ситуациям в том числе жертвам ДТП и страховых компаний.