Генерал МВД «устно отменил» штраф за знак «Шипы». Продолжают ли ДПС штрафовать?

На днях генерал МВД заверил водителей в беседе с корреспондентом «Известий» (см. источник) – штраф за знак «Шипы» не будет назначаться сотрудниками ДПС до принятия Постановления Правительства о внесении изменений в ПДД. Но как отреагировали инспекторы ДПС? Перестали ли штрафовать?

Со слов Владимира Кузина, занимающего пост заместителя начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения при МВД РФ, сотрудникам ГИБДД дана устная рекомендация не привлекать к ответственности водителей  за отсутствие знака. Несмотря на имеющее место нарушение, инспектор, скорее всего, ограничится предупреждением в рамках КоАП РФ или же устно сообщит водителю о нарушении.

Что гласит закон?

Как мы уже разбирали ранее, обязанность размещать сзади автомобиля знак «Шипы» установленного размера по ГОСТ возложена на тех водителей, кто пользуется зимними шипованными шинами на своем авто.

В ПДД, в «Основных положениях по допуску ТС к эксплуатации…», в пункте 8 отражена обязанность водителей размещать знак «Шипы» сзади автомобиля. По задумке законодателей, такая мера должна была предупреждать двигающихся сзади участников движения о наличии шипованных шин, чтобы они могли выбрать безопасную дистанцию.

Нарушение требований п. 8 грозит ответственностью по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ, карающей за нарушение требований «Основных положений…», упомянутых выше.

  • Штраф невелик – 500 рублей, что на фоне копеечной стоимости знака выглядит немного странно и ни капли не объясняет шумиху вокруг знака «Шипы».

В настоящий момент, со слов представителей МВД, все документы готовы. Проект Постановления Правительства согласован и передан Правительству для рассмотрения. Когда же будет он принят – неизвестно. Но со слов различных, приближенных к высшим кругам МВД лиц, отмеченных в прессе, судьба знака «Шипы» в 2018 году решится уже в течение нескольких недель.

То есть ГИБДД обещает не штрафовать?

Еще раз – один из достаточно высоких чинов сообщил, что сотрудникам ГИБДД даны «устные рекомендации». Это не изменения в ПДД, и не официальная директива. Это устная рекомендация, переданная руководящим, видимо, чинам. А доведут ли они ее до инспекторов или же нет – не знает никто, кроме водителей каждого отдельно взятого города или региона. Юридически штраф за «Шипы» не отменен.

Формально, инспектор имеет полное законное право оформить водителю штраф за отсутствие знака «Шипы», пока он официально не отменен, а требование о его размещении не исключено из ПДД.

Обжаловать действия или постановление, со ссылкой на интервью генерала Кузина? Увы,  несмотря на его высокий пост – его мнение не имеет силы, превышающей действующее Постановление Правительства и редакцию ПДД.

Выписывались ли реально штрафы ГИБДД за знак «Шипы» в 2018 году

Мы решили найти подтверждение фактов оформления штрафов за отсутствие знака «Шипы» осенью и зимой конца 2018 года.

В частности, тщательно была проверена база данных решений судов ГАС «Правосудие» bsr.sudrf.ru на предмет жалоб, рассмотренных судами на постановления ГИБДД по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ, оформленной за отсутствие знака «Шипы».

Единственный судебный акт датирован октябрем 2018 года и представляет собой пересмотр постановления ГИБДД, вынесенного еще в конце 2017 года и которым выписан штраф за знак “Шипы” в размере 500 рублей.

Скриншот результатов поиска по базе данных ниже.

штраф за знак шипы отменили
Источник выборки – банк судебных решений bsr.sudrf.ru

Официальных следов жалоб на штрафы ГИБДД за знак «Шипы» мы не нашли. Но может быть, такие штрафы редко обжалуют? Ведь 500 рублей не стоят траты нервов и денег на юриста.

На форумах и социальных сетях тоже каких-то массовых жалоб на действия ДПС обнаружить не удалось.

Мы проанализировали несколько десятков записей, касающихся новостей о знаке «Шипы» и не нашли прямых упоминаний о реально выписанных штрафах по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ. Пример таких комментариев ниже.

штраф за знак шипы 2018

Как видим, есть ссылки на позицию инспекторов ДПС, предупреждающих о нарушении. Что, в целом, логично – ведь норму ПДД никто не отменял и сотрудники ГИБДД обязаны ее соблюдать несмотря на «устные распоряжения».

Что говорят юристы?

Ситуацию вокруг знака «Шипы» прокомментировал наш автоюрист, Николай Марков.

Николай Константинович
Автоюрист Николай Марков
Такое впечатление, что шум вокруг этой безобидной и в то же время бессмысленной нормы нагнетается искусственно с какой-то целью. Возможно, с целью продать как можно больше знаков «Шипы» или же повысить на них цену. Юридически ситуация не представляет никакого интереса. Состав правонарушения простейший, как и его объективная сторона.  Есть знак – все хорошо. Нет знака – можно оформлять протокол. Даже штраф за ремни сложнее по своему составу.

С точки зрения здравого смысла проблемы нет от слова «совсем».

  • Нужен знак? Купите и повесьте.
  • Дефицит или дорого стоит? Закажите в любом фотоателье на самоклеящейся пленке. Обойдется в 100 рублей максимум и дешевле чем штраф за знак “Шипы” в дальнейшем, но нужно соблюсти размеры по ГОСТ.

В сети можно услышать, что знак затрудняет обзор, портит ЛКП автомобиля, оставляет царапины на стекле (!) и еще 101 абсолютно абсурдный довод, но все это лишено даже минимального разумного обоснования. Пока норма действует – проще отдать 100 рублей за знак и не думать о ней. Отменят знак – потратьте 15 минут времени на его сведение с автомобиля.

При этом ни юристы, ни ГИБДД не отрицают –  знак устарел. Он введен в 1993 году, а с тех пор шипы на колесах стали последним фактором, который может повлиять на возможные действия других участников дорожного движения.

Фрагмент интервью с генералом МВД, Владимиром Кузиным смотрите ниже.

Если вам нужно оспорить штраф – пишите нашим юристам или звоните по телефонам горячей линии прямо сейчас!

Подписывайтесь на нашу ленту в Яндекс.Дзен, чтобы не пропустить новые интересные материалы!

Нужна консультация или услуга юриста? Звоните!
Юрист перезвонит вам в течение 10-15 минут. Или задайте вопрос в форме ниже.

Николай Константинович
Опытный автоюрист, осуществляющий консультирование и защиту прав автовладельцев по различного рода ситуациям в том числе жертвам ДТП и страховых компаний.