Камеры для ОСАГО в 2019 году не заработали по вине водителей

Технические сложности и масса неточных данных, предоставляемых водителями и страховщиками, стали основными причинами срыва сроков по запуску камер для контролю за ОСАГО.

Наделавшая осенью прошлого года шума перспектива автоматического контроля за наличием страховки ОСАГО у водителей с помощью камер видеофиксации по-прежнему стоит на месте.

Готовившаяся к запуску с 1 сентября, программа была отложена сперва на ноябрь, затем на декабрь, а далее – на январь 2019 года программа так и не увидела свет. Ранее рапортовавшие о полной технической готовности страховщики и МВД разводят руками – подружить базы данных ГИБДД и страховых компаний в РСА невозможно по целому ряду причин.

Ошибки в базе – пиши пропало

Изначально камеры должны были сверять потоком все обнаруженные номера автомобилей с данными базы РСА о наличии действующего страхового полиса. Если таковой отсутствовал – водитель должен был получать штраф в 800 рублей за отсутствие страховки. И на следующий день еще раз. И  на следующий – тоже. И так каждый день, вплоть до оформления страховки.

Однако при попытках настроить взаимодействие с базами и ГИБДД, и РСА столкнулись с проблемами, преодолеть которые оказалось невозможно ни в течение месяца, ни уже в течение почти полугода.

Основная проблема – множество расхождений в данных на автомобили. Ошибки и неточности есть в VIN-номерах, регистрационных номерах и иных данных. Где-то виноваты нерадивые страховщики, где-то – сами водители, не уведомившие страховую компанию о получении государственного регистрационного знака после приобретения машины, если полис был оформлен до регистрации авто в ГИБДД.

Даже если камеры запустить в текущем режиме – множество ошибочных срабатываний и, как следствие – жалобы на штрафы с камер буквально захлестнут ГИБДД.

Что дальше?

Работы по исправлению баз данных и их адаптации еще идут. Теперь уже сроков никто не называет – но процедура то не простая и не быстрая. Из почти 40 млн. имеющихся в базе данных РСА полисов, как минимум 6 млн. требуют ручной корректировки. Возможно правки будут внесены в автоматическом режиме или первое время инспекторам придется перепроверять каждое срабатывание приборов на отсутствие ОСАГО вручную.

Кто, как быстро и каким образом будет приводить в соответствие данные о миллионах страховых полисов и автомобилей – пока неясно. Но одно можно сказать точно – автовладельцы могут не бояться штрафов с камер за отсутствие ОСАГО, однако действующий полис все же лучше иметь на свой автомобиль: это не только требование закона, но и защита ваших же интересов в ДТП.

Юристы между тем настроены скептически и не верят, что в ближайшие пару лет инициатива будет доведена до ума.

Что говорят юристы

Николай Марков, автоюрист

Николай Константинович
Задать вопрос юристу

За всей этой технической суматохой и ГИБДД, и РСА забыли изначальную проблему – в КоАП РФ нужно прописать повторность штрафа и правила его назначения. Как минимум указать, что за одни календарные сутки штраф не может быть назначен повторно.

С учетом не самого хорошего настроя граждан РФ и водителей в частности, начало штрафов за ОСАГО по камерам в 2019 году вызовет массу недовольства. Вы только представьте – водитель без ОСАГО может ездить дней 10-15 до получения первого штрафа, а затем ему сразу придет их 10-15 писем по 800 рублей каждая. Реакцию автовладельцев предугадать несложно.

И обязательно эту систему нужно интегрировать с Госуслугами, чтобы первое время водитель получал 1-2 уведомления о необходимости получения страховки с разъяснениями последствий. Да, все знают, что ОСАГО – это закон, но и так резко рубить тоже нельзя.

Но это лишь мысли – для начала властям нужно отладить и запустить систему, о чем пока еще даже говорить нет смысла. И главная вина тут – только страховщики, небрежно забивающие в базу данных сведения об автомобиле. Обвинять водителей в несвоевременности сообщения о регистрации автомобиля при покупке – это нонсенс. Сколько таких случаев на 6 млн. ошибочных полисов? Тысяча? Пять? Да даже 100 тысяч – это капля в море.

В любом случае – при отсутствии страховки лучше заранее позаботиться о ее приобретении. Прямо у нас на сайте вы можете выбрать варианты онлайн.

 

Понравилась статья? Подписывайтесь на нашу ленту в Яндекс.Дзен, чтобы не пропустить новые интересные материалы!

Нужна консультация или услуга юриста? Звоните!
Юрист перезвонит вам в течение 10-15 минут. Или задайте вопрос в форме ниже.

Николай Константинович
Опытный автоюрист, осуществляющий консультирование и защиту прав автовладельцев по различного рода ситуациям в том числе жертвам ДТП и страховых компаний.