Штрафы с камер за отсутствие ОСАГО будут в 2019 году. Но это не точно

штрафы с камер ОСАГОГрядущим повальным контролем на дорогах за наличием актуальных полисов у автовладельцев последних пугают уже года два. В Москве и Московской области контроль за водителями планировался к запуску с 1 октября, затем был отложен на 1 ноября. И вот автоматические штрафы с камер за отсутствие ОСАГО вновь не начали свою работу и теперь уже без нового срока предположительного запуска. Скорее всего ожидать новшеств раньше 2019 года не имеет смысла.

Как должны были работать штрафы с камеры за ОСАГО?

Мы неоднократно освещали тему фиксации нарушений требований закона об автогражданской ответственности, и по крупицам собрали всю актуальную информацию о механизме работы камер ОСАГО в Москве. Ниже мы приводим ключевые тезисы, которые нужно было знать водителям.

  1. Фиксация отсутствия страховки должна была осуществляться уже работающими комплексами автоматической видеофиксации нарушений в столице и столичном регионе. Никакие специальные камеры для ОСАГО устанавливать не планировалось – все изменения в алгоритм должны были носить программный характер.
  2. Каждая попавшая в объектив машина должна была пробиваться по объединенным в единое информационное поле базам ГИБДД и РСА на предмет наличия регистрации в ГИБДД и действующей страховки в РСА.
  3. При выявлении нарушения материалы дополнительно изучал инспектор ГИБДД и вручную проверял автомобиль по базе РСА.
  4. Если отсутствие страховки подтверждалось, инспектор выносил постановление о штрафе по ст. 12.37 КоАП РФ (часть 2) в размере 800 рублей. При этом, наказание будет не только за отсутствие страховки – штраф за просроченный полис ОСАГО тоже будет выписан.
  5. Предварительно первые несколько месяцев предлагалось лишь информировать водителей о необходимости оформления ОСАГО и только потом выписывать штрафы с камер.
  6. В дальнейшем так и не застраховавший автомобиль водитель должен был ежедневно получать повторный штраф за страховку (те же 800 рублей), если бы попадался в поле зрения любой из камер в столице. А после успешного испытания – система должна была применяться в других городах.

Подобные меры, по задумке РСА и ГИБДД, должны были снизить количество транспортных средств, не застрахованных по системе ОСАГО. Только за три месяца 2018 года органами ГИБДД по России выписано почти 2 млн. постановлений по ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ на общую сумму штрафов почти в 1 млрд. рублей (по информации auto.rambler).

В таких реалиях автоматический контроль за наличием страховки и ежедневные штрафы с камер за ОСАГО быстро бы дисциплинировали подавляющее большинство водителей, регулярно использующих автотранспорт. Или же, в худшем случае, вынудили бы отказаться от редких поездок на автомобиле, как опасались многие эксперты и представители общественности.

Что пошло не так и почему штрафы с камер ОСАГО еще не готовы

В беседе с редакцией «Интерфакс» руководитель отдела по методологии и страхованию РСА Михаил Порватов раскрыл основные проблемы, которые делают невозможным запуск штрафов с камер за ОСАГО ни сейчас, ни  в обозримые несколько месяцев.

Одна из ключевых причин – госномер не является обязательным реквизитом полиса ОСАГО, а потому часто отсутствует в базе РСА, а вот ГИБДД выписывает любой штраф только и исключительно по государственному регистрационному знаку.

Далее инициатива «мягко постелить» для водителей-нарушителей и слегка попугать их «предупреждениями» невозможна юридически – статья 12.37 КоАП РФ, а именно часть 2, не предусматривает такового. То есть инспектор ГИБДД, установив факт нарушения хоть лично, хоть с помощью средств автоматической фиксации, уже не имеет право игнорировать его – в любом случае он выпишет штраф за отсутствие ОСАГО в 800 рублей. Чтобы первое время просто предупреждать водителей о нарушении нужны изменения в КоАП РФ на федеральном уровне.

И финальный аккорд – человеческий фактор. Данные от РСА могут обновляться с задержкой, где-то их забывают внести вовремя, а где-то база данных просто не работала и информация была передана позже. В итоге водитель, вчера или сегодня купивший полис «попадает» на штраф с камеры за ОСАГО и вынужден доказывать свою невиновность.

При этом, как заявлял ранее столичный Центр организации дорожного движения, техническая сторона вопроса готова на 100%. Камеры автоматически могут обнаружить наличие или отсутствие ОСАГО, программное обеспечение так же настроено и функционирует в штатном режиме.  То есть камеры ОСАГО видят, могут фиксировать его отсутствие и хоть завтра готовы при участии оператора-инспектора от ГИБДД формировать соответствующие постановления.

Когда и в каком виде будет внедрен контроль за ОСАГО с камер – неизвестно. Никаких дат или сроков не называется.

Что говорят юристы про штрафы с камер за отсутствие ОСАГО?

Информацию о том, будут ли камеры штрафовать за отсутствие ОСАГО, комментирует наш опытный автоюрист, Николай Марков.

Николай Константинович
Автоюрист Николай Марков

Многие проблемы на самом деле достаточно легко разрешимы, успешному запуску системы контроля ОСАГО с камер мешают два фактора – человеческий и социальный. Первый обусловлен не всегда добросовестным отношением страховых агентов к своей работе, когда даже полисы в базе РСА могут появляться спустя несколько дней.

При этом и в базе ГИБДД, и в базе РСА, и в базе данных центра видеофиксации данные должны совпадать! Каждый сталкивался с ошибками в официальных документах, вот не избежать их и здесь.

А второй… Вы только представьте, что начнется, если первые водители, проездив 7-10 дней с момента запуска системы, получат 7-10 штрафов по 800 рублей? На фоне и без того обострённой социальной обстановки – не самая хорошая идея.

Остальные же проблемы вполне разрешимы.

  • Нет номера в полисе ОСАГО? Такие случаи единичны, большинство полисов его содержат, а если страховщик не отражает его в базе – законодательство закрепить для него ответственность.
  • Данные не попадают в систему вовремя? Электронный полис и так вступает в силу через три дня, что мешает сделать то же самое для всех случаев? Ничего не мешает водителю заблаговременно продлить страховой полис.

Но у этой системы один большой недостаток: как бы она не была активирована, это приведет не только к в разы возросшим нагрузкам на центр видеофиксации, так и к массовому недовольству, поскольку очень многим водителям придется постоянно оспаривать ошибочно выписанные штрафы. И это главная из причин.

Что же дальше? Штрафов с камер за ОСАГО не будет?

Когда-нибудь – определенно будут. С учетом того, что всякие инициативы по активному пополнению бюджета решаются очень быстро, то уже в первом квартале 2019 года наверняка будут решены как юридические (вплоть до внесения изменений в законодательство), так и технические вопросы.

Пока же водителям не стоит беспокоиться – камеры за ОСАГО штраф не выпишут, а вот сотрудник ГИБДД за езду без страховки легко и непринужденно оформить соответствующий штраф.

Николай Константинович
Опытный автоюрист, осуществляющий консультирование и защиту прав автовладельцев по различного рода ситуациям в том числе жертвам ДТП и страховых компаний.