Штраф за просроченный полис ОСАГО в 2019 году

Обязанность страхования автотранспортных средств по программе ОСАГО возложена на водителей ФЗ «Об обязательном страховании автогражданской ответственности». Обязанность же иметь при себе подтверждение факта страхования прописана в ПДД ( п. 2.1.1). Вместе с тем, ответственность грозит не только за отсутствие страховки. Водителя так же ждет штраф за просроченный полис ОСАГО в 2019 году.

Каковы его размеры и по какой статье будет составлен протокол, если водитель управляет автомобилем с просроченным полисом ОСАГО?

Просроченный полис ОСАГО – как определяется?

штраф за просроченный полис ОСАГОКаждый полис действует ограниченное количество времени. Как правило, этот срок не может превышать 1 год, но может быть меньше, если страховка оформлена на небольшой период.

При истечении срока действия полиса прекращаются обязательства страховой компании перед водителем застрахованного автомобиля, а значит – весь причиненный им ущерб вне пределов действия полиса должен будет возмещаться за его счет.

В полисе указывается точный срок действия полиса, включая часы и минуты. Например, до 23 часов 59 минут 02.02.2018 года. Это значит, что даже через час от указанного срока случившееся ДТП уже не будет охватываться условиями полиса.

Ответственность за просроченную страховку

Вопрос с мерами ответственности за просроченную страховку носит немного коллизионный характер.

За нарушения обязанности по страхованию автомобиля водителя карает ст. 12.37 КоАП РФ. При этом:

  • Часть 1 устанавливает ответственность за нарушение водителем условий страхования по договору ОСАГО, в том числе управление машиной вне периода действия полиса ОСАГО. Ответственность за нарушение – штраф в размере 500 рублей.
  • Часть 2 карает за неисполнение обязанности по страхованию вообще, то есть за отсутствие факта страхования в целом. Ответственность – штраф 800 рублей.

Примечание: Оба штрафа можно оплатить «со скидкой» в 50%, если внести оплату не позднее 20 дней с даты вынесения постановления. С 1 ноября 2018 года штрафы за ОСАГО не изменялись и останутся в таком же размере как минимум до 2019 года.

Полная выдержка из статьи размещена ниже.

штраф за просроченную страховку

Здесь и возникает главный вопрос – до какого времени действия водителя, просрочившего полис ОСАГО, будут квалифицироваться по ч. 1 ст. 12.37 КоАП РФ?

Формально получается, что водитель, имея на руках просроченный хоть год, хоть два назад полис ОСАГО не может быть оштрафован по ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ: ведь он управляет автомобилем в период, не предусмотренный полисом ОСАГО!  Но это не совсем так – штраф за просроченную страховку будет аналогичен ее отсутствию.

ВАЖНО: Так же смотрите материал «Повторный штраф за отсутствие ОСАГО».

Что говорят суды: какой штраф за просроченную страховку законен

Судебная практика при этом достаточно скудна: при наличии полиса ОСАГО с просроченным сроком действия  – водителей привлекают по ч. 1 ст. 12.37 КоАП РФ.

  • Дело 12-108/2012 Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края. Водитель управлял автомобилем, имея полис ОСАГО со сроком действия до 11 декабря 2011 года, а факт управления был установлен 20 декабря 2011 года. При этом водитель утверждал, что имеет право в течение 30 дней ездить по просроченному полису, но не смог обосновать свою позицию. Апелляция признала постановление инспектора ГИБДД о привлечении водителя по ч. 1 ст. 12.37 КоАП законным.

Однако при длительных просрочках полиса (от 3 месяцев и более) инспекторы ГИБДД не принимают во внимание физическое наличие старого полиса ОСАГО и наказывают водителей по ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ как за отсутствующую страховку. Как таковой штраф за просроченную страховку здесь не применим.

Юристы склоняются к позиции, что часть 1 ст. 12.37 КоАП РФ в части ответственности за управление вне периода действия полиса ОСАГО, актуально для заключения договора страхования с ограничениями. Например, когда полис может действовать, к примеру, с 1 января 2018 по 31 декабря 2018 года, но его действие распространяется лишь на страховые случаи в период с 1 марта по 1 августа.

Подобная форма страхования допускается п. 1 ст.16 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ для случаев «сезонного» страхования, когда автомобиль используется автовладельцем лишь в определенное и ограниченное время.

Полис оформляется на год, но распространяется лишь на определенные периоды. Которые водитель «продляет» по мере необходимости.

  • Яркий пример – дело Ялинского районного суда пермского края. Несмотря на годичный срок страхования ОСАГО с 3 апреля 2017 года по 24.00 часов 2 апреля 2018 года, действие страховки распространялось лишь на страховые случаи за период с 3 апреля 2017 года по 2 июля 2017 года. И управление автомобилем вне этого периода было квалифицировано инспектором ГИБДД по чт. 2 ст. 12.37 КоАП РФ. Апелляция изменила квалификацию на ч. 1 ст. 12.37

В остальных же случаях логичным будет привлечение к ответственности водителя по ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ за отсутствие страховки, поскольку по юридическим последствиям как управление автомобиля без полиса страховки в целом, так и вне пределов ее действия имеет аналогичные последствия: передачу обязанности по возмещению виновно причинённого ущерба на водителя.

Случаев переквалификации дел с части 2 на часть один ввиду управления водителем автомобилем вне периода действия полиса после его окончания в Банке решений bsr.sudrf.ru найти не удалось.

В заключение

Вы можете, если имеется в наличии, показать инспектор ДПС старый полис и сослаться на то, что ваше нарушение должно быть квалифицировано по ч. 1 ст. 12.37 КОАП РФ. Однако как показывает практика – вас привлекут к ответственности по ч. 2 ст. 12.37, так как страховки у вас нет.
Если же вы хотите обжаловать постановление ГИБДД и оспорить штраф – звоните или пишите нашим юристам!

 

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!
Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже, задайте его в чате или позвоните по номерам телефонов:
Николай Константинович
Опытный автоюрист, осуществляющий консультирование и защиту прав автовладельцев по различного рода ситуациям в том числе жертвам ДТП и страховых компаний.