Содержание
Юрист рассказывает, можно ли требовать продажи лекарства не целой упаковкой
При покупке лекарственных средств нередко необходимое его количество не совпадает с формой отпуска средства аптечным учреждением. Например, вам нужна лишь одна пластинка для завершения курса, в аптеке лекарство продается лишь упаковкой из трех пластинок.
Особые неудобства испытывают пенсионеры и малообеспеченные слои населения, особенно когда дело касается дорогостоящих препаратов.
При этом чаще всего по отдельности просят продать:
- Блистеры (пластины) с пилюлями и таблетками;
- Ампулы для инъекций;
- Пакетики с порошками и т.д.
Когда требуется «делить» препараты?
С вопросами и жалобами на работу аптек в этой части граждане регулярно обращаются к нашим юристам за консультацией.
Вот примерные вопросы из всей массы обращений:
Вопрос 1: Мне потребовалось приобрести 3 ампулы препарата, но в аптеке отказались их продавать – только упаковкой из 10 штук. Но мне не требуется столько! Лекарство специфическое и явно больше не понадобится, зачем мне тратить деньги зря? Фармацевт сказал, что это усмотрение аптеки, а не обязанность.
Вопрос 2: Постоянно принимаю препарат по назначению, но денег достаточное количество на его покупку не всегда есть. Поэтому часто беру блистер, а не пачку. Но какие-то аптеки продают его так, а другие – отказывают. Есть ли закон, по которому мне обязаны продать блистер, а не целую пачку?
Вопрос 3: Где прописан порядок продажи препаратов? Возле моего дома одна аптека и там то продают лекарство по пластинкам, то отказывают. Постоянно ссылаются на команды руководства. Но разве директор или хозяин аптеки – закон? Я слышала, что в каком-то документе написано, что и как должно реализовываться!
Все вопросы, как мы видим, вполне обоснованы. Так кто же прав и чем урегулирован порядок продажи лекарственных препаратов?
Нормативные акты: порядок отпуска лекарственных средств
На вопросы отвечает юрист по социальным вопросам Артем Шолохов.
Ранее действовавшим приказом Минздрава 14.12.2005 N 785 деление препаратов с нарушением целостности вторичной (так называемой потребительской – картонной) упаковки строжайше запрещалось, исключая лишь рецептурные препараты. Но в 2015 году в приказ были внесены изменения, которые разрешили аптекам продавать медпрепараты по блистерам или ампулам, если в рецепте указано такое его количество или же покупателю необходимо меньшее количество препарата.
Под потребительской упаковкой чаще всего подразумевается коробка, в которой хранятся блистеры. «Первичная» же упаковка – это непосредственно ячейки блистера, где лежит таблетка. Или флакончик. Поэтому отсыпать, например, часть таблеток фармацевт не имеет права.
Затем этот приказ утратил силу и был принят новый документ. Вся терминология и определения в нем сохранились.
Действующий порядок отпуска аптеками медикаментов определен в следующем документе.
Пункт 8 указанного приказа гласит, что фармацевт, отпускающий лекарства, вправе вскрывать вторичную упаковку и продавать препарат по частям, но обязан его при этом комплектовать инструкцией по применению или же ее копией.
Ключевое слово здесь – ВПРАВЕ. Действующие нормативные акты разрешают аптекам «разукомплектовывать» препарат, но не обязывают их это делать. Данный вопрос остается на усмотрение аптеки и не более того.
По сложившейся практике аптеки часто идут навстречу покупателям и предлагают им «в розницу» покупать дорогостоящие препараты. Обычно стоимость их начинается от 200-300 рублей.
Более же доступные по цене лекарства разделу обычно не подвергаются, ссылаясь на внутренние документы и инструкции руководства.
Можно ли требовать продажи лекарств блистером, а не упаковкой?
Требовать можно, вот только аптека имеет полное право отказать вам в этом и юридически права.
Условия деления препаратов нередко установлены внутренними инструктивными документами аптечной сети и эти инструкции полностью соответствуют приказу Минздрава, который упомянут выше.
Обычно перечень «делимых» препаратов напрямую привязан к их стоимости, что никак не противоречит закону. Здесь скорее вопрос удобства клиентам – аптеки таким способом стараются реализовать больше и привлечь экономных клиентов.
При наличии других правовых вопросов, касающихся здравоохранения, вы всегда можете их задать по телефонам горячей линии или же нашим специалистам онлайн. Заполните форму и ждите ответа!