Содержание
Отличие «скорой» и «неотложной» помощи — в каких медики могут отказать в выезде скорой помощи.
Обращение в «скорую помощь» часто вызвано серьезными и угрожающими жизни проблемами со здоровьем. Однако нередко звонящие в «скорую помощь» пожилые люди сталкиваются с явным нежеланием медицинских работников направлять автомобиль по вызову, особенно когда в числе жалоб фугирует банальное «давление» или «сердце».
Законно ли это, чем обосновано и как быть пожилым пациентам, которым срочно нужна медицинская помощь, но ее никто не спешит оказывать?
С подобными вопросами к нам неоднократно обращались граждане, сталкиваясь с самыми разными ситуациями:
Вопрос 1. Вызывала скорую помощь своей маме, ей 74 года. Поднялось давление. Мне предложили дать ей таблетки или сделать укол самостоятельно, либо же вызвать врача на дом на следующий день. Якобы этот случай не подпадает под компетенцию «скорой». Это они так по телефону решили?!
Вопрос 2: Приезжала скорая помощь, сделали дедушке укол от сердца. Уехали. Через час ему снова стало худо, вызвали повторно, но нам ответили, что «это нормально, возраст такой, завтра к вам приедет врач на дом» и машину не направили. Пришлось везти его самим, еще раз укололи в больнице и все! Это законно?
Большинство подобных ситуаций приключается именно с пожилыми людьми, которым почти что прямо заявляют, что «В вашем возрасте это нормально, зачем вам скорая?!». Это, конечно, здоровья не прибавляет.
Попробуем разобраться, когда и в каких случаях «скорая помощь» может не выезжать на простое «давление» к пенсионеру.
Когда «скорая», а когда – «неотложная»
Различие терминологий прописано в Порядке оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи (утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 20 июня 2013 г. N 388н).
Там разграничены виды указанной выше помощи и описаны они следующим образом:
Так же оговорено, что неотложная помощь, то есть необходимая в случаях, не угрожающих жизни пациента, оказывается лишь при условии отсутствия экстренных вызовов.
Именно поэтому в крупных городах пенсионеры часто сталкиваются с отмашками со стороны станций скорой помощи: машины перегружены экстренными вызовами и ради дежурного укол никто не выезжает. Вполне, кстати, законно – со ссылками на указанный выше приказ.
На следующий день вызов передается дежурному врачу, выезжающему на дом в рамках оказания неотложной помощи.
В итоге пожилым людям, которым нужна помощь в снятии давления или простой укол, остается или немного врать, преувеличивая проблемы, или же добираться до больницы самостоятельно.
В том же приказе приведен перечень оснований для оказания экстренной медицинской помощи. Приводим их ниже.
Отсюда любой вызов, не подпадающий под указанные критерии, диспетчер «скорой помощи» относит к неотложной помощи, а ее-то как раз есть все шансы не дождаться, если нет свободных машин. По сути – это даже не отказ, а отложение на неопределенный срок выезда бригады скорой помощи является законным и не привязано к возрасту. Просто старики чаще фигурируют в числе пациентов, поэтому им и достается.
Что делать, если нужно вызвать «скорую» старику?
Первым делом все же стоит оценить все риски. К сожалению, многие пациенты действительно вызывают «скорую помощь» по не самым критичным причинам. Измерить давление, сделать укол планового лекарства и даже милая беседа – любой работник «скорой» расскажет массу историй, связанных с ложными или бессмысленными вызовами. А кому-то в это время может требоваться именно экстренная, требующая мгновенной реакции помощь.
И ведь это даже не ложный вызов: проблема-то есть, а диагностировать болезнь у себя или бабушки с дедушкой никто из их родственников не обязан.
Но в таком трюке есть несколько НО, носящих этический характер:
- Пока «скорая» едет к вам ради дежурного укола – кто-то погибает от настоящего инсульта;
- По факту вы занимаетесь обманом, если осознаете, что явно преувеличиваете имеющиеся проблемы.
Помните это, если вызов «скорой» для измерения давления вы замаскируете под «инфаркт».
В экстренных случаях отказы не законны
Ситуации, когда при явной угрозе жизни «скорая» отказывается выезжать со ссылкой на возраст – незаконны. Под экстренными случаями следует понимать перечень из Приказа, который мы уже указывали выше.
Чтобы избежать таких злоупотреблений, все вызовы оформляйте через службу «112», где звонки и разговоры регистрируются.
В случае хамства со стороны диспетчера и явного отказа в направлении машины с медиками, рекомендуем:
- Зафиксировать на диктофон разговор;
- Направить жалобу в руководству по месту, в Департамент здравоохранения региона и в прокуратуру.
- По итогам проверки, если злоупотребление подтвердится, меры будут приняты самые жесткие.
Если вам нужна дополнительная консультация – задайте вопрос нашим юристам прямо сейчас по телефонам ниже.
И не забудьте прочесть интересный материал: «Нет талонов на УЗИ: отказ поликлиник комментирует юрист»