Могут ли отказать в проведении УЗИ на основании отсутствия талонов или неисправности аппарата?
Практически каждому пациенту при обращении за помощью создаются препятствия в получении бесплатной диагностической помощи. Насколько законны такие действия со стороны лечебного заведения и как с этим бороться – рассказывает юрист по социальным вопросам Артем Шолохов.
Ультразвуковое исследование входит в число самых распространенных видов диагностики, назначаемой врачами различного профиля. Увы, на практике пациенты сталкиваются с вопиющими случаями нарушения их прав.
Вот лишь некоторые вопросы, с которыми к нам обращаются граждане:
Вопрос 1: Уролог меня направил на срочное УЗИ почек, но в регистратуре сообщили, что на сегодня и на завтра талонов нет, поэтому я могу или пройти УЗИ платно или же приходить послезавтра. Но все знают в нашей поликлинике – «послезавтра» захватить талоны можно лишь с утра! Это законно?
Вопрос 2: Я пенсионерка, инвалид третьей группы. Уже две недели не могу пройти ультразвуковое исследование! Врач дважды уже переносил мой прием, поскольку я не могу принести ему результаты УЗИ. Можно умереть, пока получишь помощь. Скажите, могут ли в поликлинике отказывать в проведении УЗИ, если нет талонов?
Вопрос 3: Добрый день! Есть ряд проблем по здоровью и я «частый гость» в ЦРБ местной. И всегда, когда мне нужно УЗИ, у них 2 ответа – или «нет талонов» или же «аппарат бесплатный не работает, остался только в платном отделении». В итоге приходится платить. Это нормально?
С подобными проблемами сталкивался практически каждый гражданин, обращавшийся за медицинской помощью в рамках полиса ОМС. Но что же по закону?
«Нет талона» — не повод для отказа
Комментирует юрист по социальным вопросам Артем Шолохов
Ежедневные отказы ввиду нехватки талонов и других, якобы, «проблем» — это неуклюжие попытки оптимизировать деятельность больницы в условиях нехватки финансирования. Однако на страховую медицину в данный момент выделяется достаточно средств, а поликлиники по-прежнему работают в условиях жесткой экономии.
Чаще всего это вызвано:
- Коррупционным фактором. Лечащий врач или иной медработник за определенную плату «на руки» без особого труда найдет и талоны и все что нужно для бесплатной помощи;
- Провоцирование на официальный заказ платных услуг в больнице.
Пределы оказания бесплатной медицинской помощи регламентированы Постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2016 г. N 1403 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»
И в данном нормативном акте не содержится никаких ограничительных условий, касающихся доступности медицинских услуг. Они просто должны быть доступны, без вариантов.
Лечебное учреждение в праве:
- Составлять график оказания бесплатной медицинской помощи без ущерба интересам пациента;
- Распределять лимиты на оказание помощи.
Это значит, что если лечащий врач предписывает пройти УЗИ до 25 мая, к примеру, а в регистратуре вам говорят, что талоны будут лишь после 26-го – вы можете смело жаловаться и требовать исполнения ЦРБ своих обязательств перед страховой компанией. Но сам факт назначения даты прохождения обследования НЕ ЯВЛЯЕТСЯ нарушением!
Если же вы полагаете, что вам нужна неотложная помощь, но ее не оказывают, то подать жалобу можно:
- Руководству лечебного учреждения или в контролирующий орган (Облздрав, Минздрав);
- Представителю страховой компании ОМС;
- В прокуратуру (при явных признаках коррупционного преступления).
Не стоит бояться отстаивать свои права – никто вас «насмерть не заколет», зато из опасения огласки и жалоб выполнят все свои обязательства в полном объеме.
А если «аппарат не работает»?
Еще одна форма провокации на платные услуги – байка про «неработающий аппарат». Якобы «бесплатный аппарат» сломан, а вот в платном отделении вас готовы принять прямо сейчас, но за деньги.
Расчет здесь прост: пациент, не желая ждать у моря погоды и неоднократно ходить в больницу в надежде «захватить талоны» согласится заплатить и уже через день быть у своего врача с нужными документами.
Вот только лечебное учреждение обязано принят меры к оказанию как плановой, так и неотложной помощи при наличии объективной возможности.
Объективная возможность – наличие на балансе ЦРБ второго аппарата УЗИ. Но если установленный в платном кабинете аппарат принадлежит частному лицу, то это уже другой вопрос – нужно смотреть условия размещения частного оборудования на территории больницы.
Знайте свои права
При возникновении вопросов относительно пределов оказания медицинской помощи в рамках ОМС, а также в случае необходимости в консультации юриста – вы всегда можете задать вопрос нашим юристам через формы ниже или же позвонив по телефонам горячей линии.