«Нет талонов на УЗИ»: отказ поликлиник комментирует юрист

Могут ли отказать в проведении УЗИ на основании отсутствия талонов или неисправности аппарата?

Практически каждому пациенту при обращении за помощью создаются препятствия в получении бесплатной диагностической помощи.  Насколько законны такие действия со стороны лечебного заведения и как с этим бороться – рассказывает юрист по социальным вопросам Артем Шолохов.

Ультразвуковое исследование входит в число самых распространенных видов диагностики, назначаемой врачами различного профиля. Увы, на практике пациенты сталкиваются с вопиющими случаями нарушения их прав.

Вот лишь некоторые вопросы, с которыми к нам обращаются граждане:

Вопрос 1: Уролог меня направил на срочное УЗИ почек, но в регистратуре сообщили, что на сегодня и на завтра талонов нет, поэтому я могу или пройти УЗИ платно или же приходить послезавтра. Но все знают в нашей поликлинике – «послезавтра» захватить талоны можно лишь с утра! Это законно?

Вопрос 2: Я пенсионерка, инвалид третьей группы. Уже две недели не могу пройти ультразвуковое исследование! Врач дважды уже переносил мой прием, поскольку я не могу принести ему результаты УЗИ. Можно умереть, пока получишь помощь. Скажите, могут ли в поликлинике отказывать в проведении УЗИ, если нет талонов?

Вопрос 3: Добрый день! Есть ряд проблем по здоровью и  я «частый гость» в ЦРБ местной. И всегда, когда мне нужно УЗИ, у них 2 ответа – или «нет талонов» или же «аппарат бесплатный не работает, остался только в платном отделении». В  итоге приходится платить. Это нормально?

С подобными проблемами сталкивался практически каждый гражданин, обращавшийся за медицинской помощью в рамках полиса ОМС. Но что же по закону?

«Нет талона» — не повод для отказа

Артем Шолохов
Вопрос юристу

Комментирует юрист по социальным вопросам Артем Шолохов

Ежедневные отказы ввиду нехватки талонов и других, якобы, «проблем» — это неуклюжие попытки оптимизировать деятельность больницы в условиях нехватки финансирования. Однако на страховую медицину в данный момент выделяется достаточно средств, а поликлиники по-прежнему работают в условиях жесткой экономии.

Чаще всего это вызвано:

  • Коррупционным фактором. Лечащий врач или иной медработник за определенную плату «на руки» без особого труда найдет и талоны и все что нужно для бесплатной помощи;
  • Провоцирование на официальный заказ платных услуг в больнице.

Пределы оказания бесплатной медицинской помощи регламентированы Постановлением  Правительства РФ от 19 декабря 2016 г. N 1403 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»

И в данном нормативном акте не содержится никаких ограничительных условий, касающихся доступности медицинских услуг. Они просто должны быть доступны, без вариантов.

Лечебное учреждение в праве:

  • Составлять график оказания бесплатной медицинской помощи без ущерба интересам пациента;
  • Распределять лимиты на оказание помощи.

Это значит, что если лечащий врач предписывает пройти УЗИ до 25 мая, к примеру, а в регистратуре вам говорят, что талоны будут лишь после 26-го – вы можете смело жаловаться и требовать исполнения ЦРБ своих обязательств перед страховой компанией. Но сам факт назначения даты прохождения обследования НЕ ЯВЛЯЕТСЯ нарушением!

Важно уточнить у лечащего врача – насколько неотложна оказываемая вам помощь и как критична скорейшая диагностика, ведь именно от этого зависит, насколько быстро она должна быть оказана. Уже упомянутое постановление устанавливает следующие виды медицинской помощи:

виды бесплатной медпомощи

Если же вы полагаете, что вам нужна неотложная помощь, но ее не оказывают, то подать жалобу можно:

  • Руководству лечебного учреждения или в контролирующий орган (Облздрав, Минздрав);
  • Представителю страховой компании ОМС;
  • В прокуратуру (при явных признаках коррупционного преступления).

Не стоит бояться отстаивать свои права – никто вас «насмерть не заколет», зато из опасения огласки и жалоб выполнят все свои обязательства в полном объеме.

А если «аппарат не работает»?

Еще одна форма провокации на платные услуги – байка про «неработающий аппарат». Якобы «бесплатный аппарат» сломан, а вот в платном отделении вас готовы принять прямо сейчас, но за деньги.

Расчет здесь прост: пациент, не желая ждать у моря погоды и неоднократно ходить в больницу в надежде «захватить талоны» согласится заплатить и уже через день быть у своего врача с нужными документами.

Вот только лечебное учреждение обязано принят меры к оказанию как плановой, так и неотложной помощи при наличии объективной возможности.

Объективная возможность – наличие на балансе ЦРБ второго аппарата УЗИ. Но если установленный в платном кабинете аппарат принадлежит частному лицу, то это уже другой вопрос – нужно смотреть условия размещения частного оборудования на территории больницы.

Знайте свои права

При возникновении вопросов относительно пределов оказания медицинской помощи в рамках ОМС, а также в случае необходимости в консультации юриста – вы всегда можете задать вопрос нашим юристам через формы ниже или же позвонив по телефонам горячей линии.

Понравилась статья? Подписывайтесь на нашу ленту в Яндекс.Дзен, чтобы не пропустить новые интересные материалы!

Нужна консультация адвоката или юридическая услуга? Звоните!
Задать вопрос или заказать обратный звонок можно ниже

Артем Шолохов
Пенсионные споры. Льготы. Защита прав инвалидов и малоимущих. Пособия и выплаты. Юридическая поддержка по спорам с ПФР, соцзащитой и другими гос- и муниципальными органами.