Сколько должна ехать скорая помощь по закону?

В какой срок медики должны прибыть для оказания помощи больному и в каком нормативном акте содержатся эти сведения?

Вызов «скорой помощи» часто связан  серьезной угрозой как здоровью, так и жизни пациента. Но не всегда так необходимая помощь приезжает быстро, что не только может угрожать здоровью, но и оставляет неприятный осадок.

После публикации о том,что делать, если скорая отказывается выезжать к старикам, к нам стало поступать больше вопросов, касающихся оказания скорой и неотложной (это разные вещи!) помощи.

Что волнует людей, вызывающих скорую помощь?

Вопрос 1: Здравствуйте! Вызвала «скорую» на высокое давление, так врачи ехали больше двух часов. Мне укол сделала соседка-медсестра, а когда «скорая» приехала – то обвинили в ложном вызове. Но я же не виновата, что они столько ехали? Какие вообще нормативны существуют в таких случаях?

Вопрос 2: Моему мужу стало плохо – видимо сердце схватило. Вызвала «скорую», но мне сказали, что  свободных машин нет и ждите минут через 30 или езжайте сами на станцию помощи. Мы попросили соседа нас отвезти, но по дороге машина сломалась. Снова вызвала «скорую», на этот раз нас забрали. К счастью, оказался приступ остеохондроза, боли в сердечной области. Но если бы это было сердце – его бы уже не было с такой помощью! Сколько обязана «скорая» ехать по времени?

Подобных вопросов к нашим юристам поступило более десятка и все они так или иначе связаны с несвоевременным оказанием медицинской помощи.

Какие нормативы прибытия «скорой» помощи указаны в законе?

Действующее федеральное законодательство не содержит четких сроков прибытия бригады скорой медицинской помощи к больному по вызову и порядка оказания помощи в целом. Данный вопрос регулируется ведомственными нормативными актами.

Основной документ – это приказ Министерства здравоохранения РФ от 20 июня 2013 г. № 388н “Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи”.

Им утверждается целый перечень различных инструктивных документов, обязательных для исполнения медицинскими работниками. Основной документ  -уже упомянутый порядок, к которому дополнительно принят и ряд приложений.

Вот их полный перечень.

Сколько должна ехать скорая помощь по закону?

Время прибытия описано в п. 6 приложения 2 «Правилах организации деятельности выездной бригады скорой медицинской помощи».

Приводим пункт ниже без сокращений.

Действительно, как и полагает множество граждан, «скорая» должна прибыль не позднее 20 минут с момента вызова, однако территориальными программами оказания помощи это время может корректироваться.

Как минимум в масштабах провинции не следует рассчитывать на это время ввиду удаленности населенных пунктов.

Так что же, не успели в 20 минут – и виноваты?

Ключевой момент, который часто оставляется без внимания, это то, что нормативы касаются экстренной медицинской помощи.

По указанному выше Порядку и п. 5 разделяет скорую медицинскую помощь на две категории:

  • Экстренную – когда имеют место острые заболевания, обострения хронических заболеваний или иные состояния, которые угрожают ЖИЗНИ пациента;
  • Неотложную – когда такие же состояния угрожают лишь здоровью, без признаков угрозы жизни.

Пункт 11 данного Порядка приводит перечень состояний и заболеваний, при которых оказывается экстренная помощь. А вот в прочих случаях на выезд едет уже скорая «в неотложном» формате и лишь тогда, когда у нее нет экстренных вызовов.

При этом сроки оказания неотложной помощи не регламентированы на федеральном уровне, но могут быть установлены локально. На практике – от 12 до 24 часов, когда вызов переадресуются дежурному участковому врачу, выезжающему на дом.

ВАЖНО: Вам так же может быть интересен материал: «Что делать, если «скорая» не выезжает к пожилым людям».

Определить категорию вызова – самое сложное

Артем Шолохов
Задать вопрос

Комментирует юрист по социальным вопросам Артем Шолохов

Увы, очень многие пациенты не всегда точно и адекватно сообщают причину вызова скорой. Как в свою пользу, так и наоборот.

Могут сказать, что «высокое давление», а у человека серьезный криз или же признаки инфаркта. Или наоборот – учащенное дыхание, а это приступ астмы.

Как бы не возмущались медики большим числом ложных вызовов, пациент не обязан разбираться во всех симптомах. Он называет их диспетчеру, а уже на него ложится вся ответственность по определению категории сложности вызова.

Если же «скорая помощь» очевидно нарушает сроки прибытия по экстренным вызовам – вы всегда можете пожаловаться в Департамент здравоохранения, прокуратуру или же вышестоящему руководству.

Если вам нужна дополнительная консультация юриста – задайте вопрос в форме ниже или позвоните по телефону горячей линии.

 

 

Николай Константинович
Опытный автоюрист, осуществляющий консультирование и защиту прав автовладельцев по различного рода ситуациям в том числе жертвам ДТП и страховых компаний.