Содержание
В какой срок медики должны прибыть для оказания помощи больному и в каком нормативном акте содержатся эти сведения?
Вызов «скорой помощи» часто связан серьезной угрозой как здоровью, так и жизни пациента. Но не всегда так необходимая помощь приезжает быстро, что не только может угрожать здоровью, но и оставляет неприятный осадок.
После публикации о том,что делать, если скорая отказывается выезжать к старикам, к нам стало поступать больше вопросов, касающихся оказания скорой и неотложной (это разные вещи!) помощи.
Что волнует людей, вызывающих скорую помощь?
Вопрос 1: Здравствуйте! Вызвала «скорую» на высокое давление, так врачи ехали больше двух часов. Мне укол сделала соседка-медсестра, а когда «скорая» приехала – то обвинили в ложном вызове. Но я же не виновата, что они столько ехали? Какие вообще нормативны существуют в таких случаях?
Вопрос 2: Моему мужу стало плохо – видимо сердце схватило. Вызвала «скорую», но мне сказали, что свободных машин нет и ждите минут через 30 или езжайте сами на станцию помощи. Мы попросили соседа нас отвезти, но по дороге машина сломалась. Снова вызвала «скорую», на этот раз нас забрали. К счастью, оказался приступ остеохондроза, боли в сердечной области. Но если бы это было сердце – его бы уже не было с такой помощью! Сколько обязана «скорая» ехать по времени?
Подобных вопросов к нашим юристам поступило более десятка и все они так или иначе связаны с несвоевременным оказанием медицинской помощи.
Какие нормативы прибытия «скорой» помощи указаны в законе?
Действующее федеральное законодательство не содержит четких сроков прибытия бригады скорой медицинской помощи к больному по вызову и порядка оказания помощи в целом. Данный вопрос регулируется ведомственными нормативными актами.
Основной документ – это приказ Министерства здравоохранения РФ от 20 июня 2013 г. № 388н “Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи”.
Им утверждается целый перечень различных инструктивных документов, обязательных для исполнения медицинскими работниками. Основной документ -уже упомянутый порядок, к которому дополнительно принят и ряд приложений.
Вот их полный перечень.
Время прибытия описано в п. 6 приложения 2 «Правилах организации деятельности выездной бригады скорой медицинской помощи».
Приводим пункт ниже без сокращений.
Действительно, как и полагает множество граждан, «скорая» должна прибыль не позднее 20 минут с момента вызова, однако территориальными программами оказания помощи это время может корректироваться.
Как минимум в масштабах провинции не следует рассчитывать на это время ввиду удаленности населенных пунктов.
Так что же, не успели в 20 минут – и виноваты?
Ключевой момент, который часто оставляется без внимания, это то, что нормативы касаются экстренной медицинской помощи.
По указанному выше Порядку и п. 5 разделяет скорую медицинскую помощь на две категории:
- Экстренную – когда имеют место острые заболевания, обострения хронических заболеваний или иные состояния, которые угрожают ЖИЗНИ пациента;
- Неотложную – когда такие же состояния угрожают лишь здоровью, без признаков угрозы жизни.
Пункт 11 данного Порядка приводит перечень состояний и заболеваний, при которых оказывается экстренная помощь. А вот в прочих случаях на выезд едет уже скорая «в неотложном» формате и лишь тогда, когда у нее нет экстренных вызовов.
При этом сроки оказания неотложной помощи не регламентированы на федеральном уровне, но могут быть установлены локально. На практике – от 12 до 24 часов, когда вызов переадресуются дежурному участковому врачу, выезжающему на дом.
ВАЖНО: Вам так же может быть интересен материал: «Что делать, если «скорая» не выезжает к пожилым людям».
Определить категорию вызова – самое сложное
Комментирует юрист по социальным вопросам Артем Шолохов
Увы, очень многие пациенты не всегда точно и адекватно сообщают причину вызова скорой. Как в свою пользу, так и наоборот.
Могут сказать, что «высокое давление», а у человека серьезный криз или же признаки инфаркта. Или наоборот – учащенное дыхание, а это приступ астмы.
Как бы не возмущались медики большим числом ложных вызовов, пациент не обязан разбираться во всех симптомах. Он называет их диспетчеру, а уже на него ложится вся ответственность по определению категории сложности вызова.
Если же «скорая помощь» очевидно нарушает сроки прибытия по экстренным вызовам – вы всегда можете пожаловаться в Департамент здравоохранения, прокуратуру или же вышестоящему руководству.
Если вам нужна дополнительная консультация юриста – задайте вопрос в форме ниже или позвоните по телефону горячей линии.