Какие машины никогда не интересуют ДПС: интервью с экс-инспектором

Встреча с сотрудниками ГИБДД для подавляющего большинства водителей весьма неприятна. В социальных сетях в каждом городе есть множество страниц с информацией о постах ГИБДД, чтобы водители могли избежать встречи с ними. При этом активно мониторящие такую информацию автовладельцы убеждены – они это делают не из-за боязни ответственности за нарушения, а от нежелания тратить время на остановку и возможные придирки со стороны ДПС.

В то же время есть ряд машин, владельцев которых практически никогда не останавливают сотрудники ДПС. И речь не о депутатах и прочих «помеченных властью», нет! Просто кому-то капитально везет или же в их автомобилях есть что-то, что прямо говорит инспектору ДПС – «Не трогай». С нами, на условиях анонимности, поделился опытом работы бывший инспектор ГИБДД по г. Волгограду Максим Р. Беседу провел наш автоюрист Николай Марков.

Глаз-алмаз или кого нет смысла останавливать

Николай Константинович
Николай Марков, автоюрист

Николай: Максим, добрый день! Многих автовладельцев волнуют откровения именно сотрудника ГИБДД о том, как они выявляют нарушителей на дороге и можно ли избежать общения с вами. На какие только ухищрения не идут водители – и не смотреть на инспектора, и не сбрасывать скорость при виде инспектора и еще множество советов в сети Интернет. Насколько они соответствуют истине и какие машины вы, в бытность службы, не останавливали на дороге?

Добрый день, Николай! Многие советы действительно заслуживают внимания, пусть они и слегка преувеличены. Например, совет про «не смотреть» на инспектора прекрасно знают и сами инспекторы, я лично останавливал артистов, которые буквально выворачивали шею в другую сторону, хотя объективно им нечего там высматривать – на прямой и относительно свободной дороге.

И самый здравый совет – просто не подавать виду, что вас волнует остановка. Инспектор, да простят меня коллеги за аналогию, как дикий зверь – он чует страх водителя, его боязнь ответственности и в более чем половине случаев руководствуется интуицией.

А влияет ли автомобиль, его тип, марка на вероятность остановки? Кого вы не никогда не трогаете?

В крупном городе коммерческий транспорт обычно уходит от внимания, а также автомобили такси с официальной цветографикой. Как правило у юридического лица все нормально с бумагами, да и водители достаточно дисциплинированные.  Но это было года три назад, с тех пор уже, возможно, что-то поменялось, особенно в свете регулярных аварий с автомобилями «Такси».

А для частного автотранспорта ключевой критерий привлечения внимания – состояние машины. Чистые, новые, наполированные автомобили обычно не вызывают желания их останавливать. Особенно когда водитель не подает никакого волнения – то есть не тормозит, заметив инспектора, и не старается уйти от внимания.

Лично я старался не останавливать пенсионеров на ухоженных машинах. Дедушка на старой классике с хромированными советскими колпаками – универсальный билет на проезд мимо сотрудника ГИБДД. Он на 100% трезв, с документами и со страховкой, да еще и пристегнут. Зачем его трогать?

А вот раздолбанный, грязный и ревущий прогорелым глушителем автомобиль, пусть за рулем хоть дедушка, хоть студент – это минимум 2-3 протокола, начиная от ремней (которые там оторваны), заканчивая страховкой. Остановят обязательно.

Причина остановки – должна ли она быть?

Вот в США, к примеру, полиция вправе останавливать только нарушителей.  Просто так, для проверки, они остановить машину не могут. Наша полиция имеет более широкий спектр прав, и вы, получается, работаете на «упреждение» — выявляете потенциального нарушителя. Есть ли ситуации, когда водитель ну в 99 случаев из 100 проедет мимо?

Действующий регламент МВД позволяет останавливать кого угодно и где угодно. Кого же выбрать для остановки — все индивидуально. Принятие решения об остановке – это целый комплекс факторов, которые инспектор подсознательно анализирует. Начиная от поведения водителя, заканчивая состоянием автомобиля. Многое зависит и от местности, где находится мобильный пост.

Допустим, мы контролируем направление, визуально просматриваемое на 200-400 метров с наклоном вниз. Широкий проспект, несколько полос движения. Автомобиль, играющий «в пятнашки» с резкими перестроениями мы увидим издалека, а при подъезде к нам он уже будет белым и пушистым. Но мы-то видели его стиль вождения и в любом случае уже остановим, какой бы чистый автомобиль у него не был.

Еще одна «неприкасаемая» категория – семейные. Автомобиль с 3-4 пассажирами, включая детей, с детскими креслами (обязательно) и пристегнутыми водителем и передним пассажиром, внешне ухоженный и чистый – я таких ни разу не останавливал за 8 лет работы. Цепочка рассуждений работает именно так: чистая машина, пристегнутый водитель и пассажир, детские кресла. Ну что там может быть не так?

Но, повторюсь, это касается лишь тех водителей, которые изначально ничего не нарушали в поле зрения полиции и явно не показывают своей боязни остановки.

Останавливают ли «блатные» номера?

Какие «блатные»? Есть специальная категория номеров, которые негласно зафиксированы за различными ведомствами. Но там и машины обычно с цветографикой. А все эти 888 или 777, которые перекупаются вместе с машинами-донорами ничего, кроме повышения самооценки водителя, не дают. Сотруднику ГИБДД совершенно все равно, кто там за рулем на момент остановки. Если там, к примеру, судья — лицо неприкосновенное по закону для простого ДПС-ника, то он после остановки покажет «корочку» и поедет с миром. Остальные же такими номерами лишь привлекают дополнительное внимание сотрудников, поскольку даже в машинах за 4 миллиона с «крутым» номером может не быть страховки или документов вообще.

Ну и совсем о крамольном — у нас в роте был товарищ, которого уволили в связи с утратой доверия за определенные коррупционные действия. Вот он очень любил «блатные номера» и спешил их остановить в первых рядах, особенно с другим регионом на номере. Догадайтесь сами, по какой причине.

То есть, универсального рецепта нет?

На 100% верного – нет. Могу предложить придерживаться следующих правил:

  • Чистая и ухоженная машина, без повреждений и явных неисправностей;
  • Внешне соблюдающий правила водитель – пристегнутый, спокойный;
  • Адекватное поведение и полный естественный игнор присутствия инспектора. Демонстративное отворачивание лица или же, наоборот, пристальный взгляд на сотрудника ГИБДД лишь привлекут наше внимание.

Однако это не сработает, если объявлен рейд, «Перехват» или иное специальное мероприятие, в ходе которого проверяются потоком все машины.

Короче говоря, соблюдайте правила, содержите в порядке документы и от тех 2-4 минут на общение с инспектором ГИБДД ничего не случится – вам пожелают счастливого пути и отпустят с миром, даже если остановят.

Логичное завершение! Спасибо вам, Максим, за информацию – надеемся, после нее водители перестанут искать универсальную волшебную таблетку «как избежать остановки ДПС».

Если вам нужно обжаловать штраф ГИБДД или нужна помощь юриста по ДТП – пишите нашим специалистам в форму ниже.

Николай Константинович
Опытный автоюрист, осуществляющий консультирование и защиту прав автовладельцев по различного рода ситуациям в том числе жертвам ДТП и страховых компаний.