Почему инспектор предлагает «дыхнуть» без протокола? Законно ли это?

Экс-инспектор ГИБДД рассказал о неявных нюансах проверки водителя на состояние опьянения.

Порядок освидетельствования водителя на состояние опьянения прописан в Административном регламенте ГИБДД, утвержденном приказом МВД №644. Данный документ – альманах и для ГИБДД, и для водителя. Только вот первые его обязаны соблюдать, а вторые – следят за отсутствием злоупотреблений.

Не всегда сотрудники ГИБДД строго следуют прописанным требованиям Регламента, что вызывает массу нареканий со стороны водителей. Особенно когда речь идет о проверке на состояние опьянения.

Как проводится проверка по регламенту?

Применительно к порядку проверки водителя, инспектор ГИБДД должен придерживаться следующих правил:

  • Установить наличие первичных признаков опьянения, таких как неестественная окраска кожи, шаткая походка, невнятная речь, запах и т.д.
  • Составить протокол об отстранении водителя от управления и направлении на проверку алкотестером;
  • Проверить на опьянение алкотестером ГИБДД;
  • Оформить протокол, при положительном результате, или же направить водителя на медицинское освидетельствование в случае его несогласия с результатами.

На практике же при наличии косвенных признаков опьянения у водителя, инспектор сразу же предлагает ему «дыхнуть», не утруждая себя составлением протокола об отстранении. По сути, это нарушение Регламента, но грешат им очень многие полицейские.

Бывший сотрудник ГИБДД ДПС Александр С. согласился прокомментировать нам причины такого поведения своих бывших коллег. Беседу вел наш автоюрист, Николай Марков.

Все в интересах водителей. Почти

Николай Константинович
Вопрос юристу

Добрый день, Александр! Просветите нас – почему полицейские постоянно настаивают «подышать» без соответствующего документального оформления? Это прямое нарушение Регламента, но очень и очень распространенная практика.

Здравствуйте, Николай! Не поверите – но в интересах же водителей в первую очередь. И в своих отчасти. Простая экономия времени.

За час дежурства один инспектор проверяет от 10 до 20 автомобилей. В них 2-3 человека обязательно будут иметь косвенные признаки опьянения.

Ну вот живой пример: Лето, жара. Водитель красный, потный, глаза уставшие, разит и потом, и чесноком. Даже если там и есть алкоголь – его явно не почуять, но водитель выглядит подозрительно. Может принял, может с похмелья. Что делать инспектору? Оформлять протокол, что займет минут 10-15 и получить «нули» на алкотестере и недовольного потерянным временем водителя?

Логично, что ему просто предлагают подышать. Если будет настаивать на формальностях – оформят без проблем.

Все же вы немного кривите душой – забота не о водителях, а о себе. К тому же если водителя отстранили незаконно и алкотестер ничего не показал, то он сможет обжаловать действия инспекторат ГИБДД.

Его право — может обжаловать. Но на моей памяти такие жалобы никто не удовлетворял, поскольку человеческий фактор и право на ошибку инспектора никто не отменял. Установление опьянения – это штатная процедура, которая может как завершиться выявлением пьяного водителя, так и отрицательным результатом. За «нули» никто инспектора не накажет.

Вы сможете «на глаз» убедиться в трезвости человека? Вот твердо решить, что он трезв и отпустить, взяв на себя такую ответственность. Я – нет. Даже несмотря на 10-летний опыт работы в ГИБДД.

Так что делать водителю?

Хорошо, что вы посоветуете водителям, которым предлагают «дыхнуть» без отстранения от управления?

Моя рекомендация будет непопулярна – если у вас много свободного времени, то вы можете призвать инспектора ГИБДД к порядку и потребовать всей строгости соблюдения Регламента. Потеряете 15-20 минут времени вместе с ним, чтобы подтвердить свою же трезвость, в которой уверены.

Но вот дилемма – все, кто настаивал «на процедуре» обычно показывали далеко не отрицательный результат, поскольку здравомыслящему и трезвому водителю протокол отстранения и лишнее потраченное время не нужно. А знающие за собой «душок» начинают и отказываться, и жаловаться на месте, чтобы время протянуть. Но прав все равно лишатся.

Часто можно услышать теорию, что если заставить инспектора составлять протокол – он отпустит водителя «без продувки».  Не отпустит. Требование протокола как дополнительный сигнал, что водителя нужно проверить обязательно и со всей тщательностью.

В завершение

Увы, инспектор с одной стороны прав – быстрая проверка алкотестером направлена на минимизацию неудобств как самому инспектору, так и водителю. Не зоря в обозримом будущем могут появиться дополнительные способы выявления пьяных водителей без алкотестера.

Если у вас остались вопросы к юристу – вы можете задать их по телефонам горячей линии или же написать в специальной форме ниже.

 

Николай Константинович
Опытный автоюрист, осуществляющий консультирование и защиту прав автовладельцев по различного рода ситуациям в том числе жертвам ДТП и страховых компаний.