Покупка автомобиля на материнский капитал

В современных реалиях собственное авто давно перестало быть роскошью. «Это лишь средство передвижения», — дополнит каждый из нас известную фразу. Тем не менее для разных слоëв населения России реалии настолько различны, что в то время как одна семья располагает сразу несколькими транспортными средствами (для каждого взрослого — своя машина), для других приобретение хотя бы одного — непосильная трата. Видимо поэтому так остра полемика вокруг того, принять или отклонить закон о направлении материнского капитала на покупку автомобиля, но закон не принят.

Законодательство не содержит норм, позволяющих расходовать средства господдержки семей, выделенные федеральным бюджетом, на приобретение личного транспорта. Тем временем вопрос, можно ли потратить материнский капитал на покупку автомобиля, всë же однозначного ответа — «нет» — не предполагает. В настоящей статье будет подробно рассмотрены существующие варианты покупки автомобиля за средства регионального материнского капитала. Индивидуальную же консультацию, основанную на особенностях сложившейся конкретной ситуации, вы можете получить, обратившись с вопросом к нашему онлайн-юристу.

Материнский капитал на покупку автомобиля — история закона

Покупка автомобиля на материнский капиталФорма господдержки семей с детьми, именуемая материнским капиталом, ведëт свою историю с 2007 года. За всë время еë существования целевая направленность выделяемых средств неоднократно расширялась. Так, сегодня федеральный маткапитал можно затратить на:

  • усовершенствование жилищных условий семьи;
  • получение детьми платного образования;
  • внесение в накопительную часть пенсии мамы;
  • получение нуждающимися в этом детьми платных реабилитационных и адаптационных услуг.
Важно! Реализована и ещë одна возможность использования материнского капитала — снятие части денег (25 тысяч рублей) наличными без подтверждения их целевого использования. Ввиду сложности и иногда даже недоступности использования семьями всех вышеперечисленных вариантов расходования денег, этот способ пользуется особой популярностью среди держателей сертификатов.

Возвращаясь к истории вопроса, отметим, что инициатива внедрения такого способа расходования средств капитала, как покупка автомобиля под материнский капитал, поднималась за всë время не раз. Первые жаркие споры разгорелись ещë в далëком 2009, когда изменения в закон фактически даже были приняты, но вскоре отменены. В дальнейшем инициаторами изменений становились различные «стороны» вопроса:

  • руководитель РОАД (Российской ассоциации авто дилеров) В. Моженков преследовал, прежде всего, цель роста продаж российского авто прома, предлагая всë же разрешить направление средств материнского капитала на покупку семейного автомобиля. Ведь в таком нововведении заинтересованы не только семьи — владельцы сертификата, но и все российские автопроизводители и дилеры (Рольф и пр.), которые сегодня переживают не лучшие свои времена;
  • Премьер-министр Д. Медведев в конце 2014 года также поднял вопрос направления материнского капитала для покупки семейного автомобиля, и поручил правительству в целом проработать вопрос расширения целевого назначения этой меры господдержки;
  • в 2017 году с инициативой продвижения рассматриваемого нововведения выступала Компартия России.

Несмотря на такую широкую поддержку норм о направлении материнского капитала на покупку семейного автомобиля, последние новости не позволяют говорить о значительном продвижении законодателей в реализации этого вопроса. И тут уж следует разобраться в причинах их твëрдой отрицательной позиции относительно так ожидаемого народом нововведения. А веские причины для торможения законопроекта об использовании материнского капитала на покупку семейного автомобиля, имеются. Более того, баланс аргументов противников и сторонников нововведения можно назвать относительно уравновешенным.

Какие автомобили можно было купить на материнский капитал в 2015 году

Аргументы сторонников и противников нововведения

Многочисленные инициаторы нововведения и просто приверженцы радикальной позиции в еë обоснование приводят следующие доводы:

  1. За то, чтобы использовать материнский капитал на покупку семейного автомобиля, говорит статистика освоения россиянами средств выделенной им господдержки. Так, ежегодно за реализацией права приобретения жилья с использованием маткапитала обращается лишь 1% владельцев сертификата, а более половины его получивших и вовсе не пытались одним из разрешëнных способов истратить деньги.
  2. В то время, как при приобретении жилой недвижимости выделенными государством деньгами покрывается в малой части, покупка семейного автомобиля за счет материнского капитала позволила бы затратить минимум собственных средств семьи.
  3. Большинство многодетных семей проживают в сельской местности, а это значит, что для получения детьми полноценной медицинской помощи и образовательных услуг наличие автомобиля не только желательно, а даже обязательно.
  4. Автомобиль может выполнять функции не только помощника в транспортировке детей, но и семейного «кормильца» — не секрет, что проблема трудоустройства в глубинке сегодня остра, в то время как при наличии собственного авто глава семейства вполне может зарабатывать извозом.
  5. Жилищный вопрос и адаптация «особенных» детей, к счастью, сегодня волнуют далеко не все семьи, владеющие сертификатами господдержки. В то же время и образование детей (которое они вполне могут получить и на бюджетной основе), и накопительная часть пенсии матери — проблемы достаточно отдалëнной перспективы для многих из них. А вот текущие, насущные проблемы могла бы решить покупка автомобиля за счет материнского капитала — по состоянию на 2017 год для этого созданы все предпосылки.
  6. Реализация предлагаемых нововведений могла бы способствовать росту продаж и дальнейшему успешному развитию российского автопрома.

Противники рассматриваемой законодательной инициативы, в свою очередь, также основательно аргументируют свои позиции:

  1. Отсутствие актуальности жилищного вопроса для конкретной семьи в текущий момент не говорит о том, что этот вопрос никогда не встанет — подрастающие дети однажды отделятся от семьи, и жильë им неминуемо понадобится.
  2. В случае, если можно станет использовать материнский капитал на покупку семейного автомобиля, или любым другим образом расширится действующий перечень способов реализации права на капитал, возможность пополнения пенсионного резерва для матери отойдëт на второй план, как отдалëнная перспектива. Тем временем, многие многодетные мамы жертвуют своим стажем ради воспитания детей, а в старости остаются лишь с минимальной поддержкой государства.
  3. В сравнении с недвижимым имуществом автомашина быстро изнашивается и обесценивается. Жилое же помещение, вне зависимости от его характеристик, имеет постоянную ценность всегда.
  4. Собственная машина (также в отличие от жилья) может не только не принести желаемой выгоды семье, но и стать постоянным источником затрат и стресса — всем автовладельцам не понаслышке известны бесконечные и затратные поломки. Кроме того, не исключается и вероятность попадания в ДТП.
  5. В случае появления возможности обналичить государственный материнский капитал на покупку автомобиля такая норма может стать вполне законным пространством для мошенничества — пропадëт возможность осуществления строгого контроля за целевым использованием средств.
  6. Существует высокая вероятность того, что поправки будут приняты исключительно в угоду интересам автопрома.

Последние новости о том, каким бы мог быть закон

Приобретаемое авто должно быть новым - это уменьшит вероятность поломокГотовя инициативу о внесении изменений в перечень способов использования материнского капитала, еë сторонники пытаются нивелировать все приводимые противниками аргументы. Так, среди их предложений имеются следующие варианты условий использования капитала на приобретение авто:

  • приобретаемое авто должно быть новым — это уменьшит вероятность поломок;
  • авто должно быть оформлено в долевую собственность всех членов семьи — это гарантирует справедливое использование средств и учëт интересов детей;
  • законопроектом предполагается запрет на отчуждение авто в течение некоторого времени с момента покупки — это условие в некоторой степени обезопасит от мошенничества и незаконного обналичивания денежных средств;
  • законопроект не предусматривает каких-либо ограничений относительно типа машины (легковая, грузовая или пассажирская) — это условие позволит использовать возможности выделяемых государством средств по максимуму.

И, естественно, все имевшие место предложения подразумевают приобретение транспортных средств исключительно российского производства.

Возвращаясь же к действующему законодательству, отметим, что в ряде регионов вопрос о том, можно ли и как использовать материнский капитал на покупку семейного автомобиля уже несколько лет как решëн в положительную сторону. Однако разрешающие правила касаются только дополнительных, выдаваемых из регионального бюджета денежных средств, да и правила их освоения для каждого региона разные.

Региональный материнский капитал на покупку семейного автомобиля

Господдержка сегодняОговоримся сразу — приобретение авто за счëт семейной господдержки сегодня — только пилотный проект, работающий всего в пяти регионах. Так, истратить материнский капитал на покупку автомобиля жителям, к примеру, Санкт-Петербурга (Спб) не под силу. В то же время, такая возможность доступна обладателям сертификатов в Калининградской области, Камчатском крае, Ульяновской, Орловской и Новосибирской областях.

В среднем сумма капитала в этих регионах составляет около 100 тысяч. А для направлениям денег на покупку личного ТС необходимо предварительно заключить договор с автодилером (к примеру Рольф) — средства материнского капитала на покупку автомобиля будут перечислены безналичным платежом. Кроме того, сертификат в некоторых областях принимают в качестве погашения взятого на покупку автокредита.

Передовой опыт регионов, использующих возможность направления средств капитала на удовлетворение текущих транспортных потребностей семьи можно назвать положительным. И, возможно, этот факт в дальнейшем окажет влияние на разрешение подобного вопроса на федеральном уровне.

Полезное видео

 

Николай Константинович
Опытный автоюрист, осуществляющий консультирование и защиту прав автовладельцев по различного рода ситуациям в том числе жертвам ДТП и страховых компаний.