Ошибки в трудовой книжке, которые лишат вас стажа и достойной пенсии

Пенсионерам и предпенсионерам: проверьте свои трудовые книжки, особенно если у вас еще не наступил пенсионный возраст! Иначе потом может быть поздно.

Обращение за назначением пенсии всегда сопровождается массой переживаний и нервов. Зачтут ли весь стаж? Назначат ли достойную пенсию? Придется ли собирать дополнительные документы?

Все эти вопросы начинают терзать граждан нашей страны за несколько лет до достижения пенсионного возраста.

Но даже если  вы просто ждете наступления нужного возраста, полагая, что пенсию вы уже заработали – от проблем это не защитит.

Наши юристы обобщили наиболее распространенные и неприятные ошибки в трудовых книжках, которые лучше всего обнаружить до обращения в пенсионный фонд.

Неверное название организации

Переименования организации настолько распространенное явление, что многие работники о нем даже не знают. Смена организационно-правовой формы и названия неминуемо влекут обязательное внесение изменений в трудовую книжку.

Но недобросовестные кадровики часто об этом забывают. Особые риски несут те, кто работал в нестабильные 90-е, когда многие компании остались на плаву благодаря бесконечным реорганизациям и банкротствам, перекидывая персонал из одной фирмы в другую каждый год.

В итоге уже при назначении пенсии выясняется, что по трудовой книжке гражданин проработал 17 лет в каком-нибудь ООО «Вектор Плюс», а по данным ПФР такая компания существовала лишь 2.5 года.

Что делать? Обращаться к работодателю (если действует) или в налоговую службу для получения справки об изменении наименования организации.

Ошибка в персональных данных владельца книжки

Стоит внимательно смотреть, на какие данные выписана книжка. К сожалению 20-30 лет назад при оформлении трудовой книжки к правильности написания сведений о ее владельце относились, мягко скажем, наплевательски.

Среднестатистический работник кадровой службы. особенно где-нибудь на сельском предприятии, не видел разницы между именами, например, «Наталья» или «Наталия». Схожие ошибки допускались и в отчестве. Настоящие муки бюрократии предстоит пройти людям, у которых, отчество часто путают с созвучным:  «Григорьевич» и «Георгиевич», например.

Что делать? Ошибку исправлять нужно только при участии работодателя. Если вы работаете, обратитесь к сотруднику кадровой службы. Он сверит ваши документы, а затем внесет исправление в трудовую книжку. Если же вы не работаете и допустивший ошибку работодатель не существует – придется через суд устанавливать принадлежность вам трудовой книжки.

Неряшливое заполнение трудовой. Нечитаемый текст

Все номера приказов и содержание записей должны ясно просматриваться. Особое внимание – именно на реквизиты приказов и четкость печати организации.

Если в ПФР не смогут прочесть важную информацию, у вас запросят подтверждающие документы – выписки из приказов, архивные справки и другую информацию.

Что делать? Внимательно смотрите за тем, что и как пишут в вашу трудовую. А при регулярном ознакомлении с записями в ней субъективно оценивайте внятность и читаемость всех записей.

Неверные записи

Классическая ситуация: работодатель внес запись, что работник переведен на должность сторожа с должности водителя, однако через день ситуация поменялась и работник остался работать сторожем, а через 3 года уволился.

Вот только «отменить» ошибочную запись забыли. В ПФР увидят ситуацию, что человек три года просто не работал и придется дополнительными справками доказывать, что перевода не было и человек работал в старой должности.

Что делать? Неверные записи должны «погашаться» отдельной записью, а не простым зачёркиванием. Следите за тем, чтобы в трудовых книжках не было  посторонних и не соответствующих деятельности записей.

Почему это проблемы работника?

Порядок ведения трудовых книжек установлен Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 (ред. от 25.03.2013) «О трудовых книжках» (вместе с «Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей»). Разумеется, что нелепо требовать от человека знаний о правилах ведения трудовых книжек, особенно если он по роду деятельности и образованию не имеет ни малейших понимания юриспруденции и административной бюрократии.

Ответственный за ведение трудовых книжек сотрудник компании несет ответственность за корректность их заполнения, но реалии таковы, что текучка кадров и постоянные «переформат» многих фирм убивают механизм контроля за качеством ведения трудовых книжек напрочь. Относительный порядок сохраняется в бюджетных и государственных учреждениях, где существует адекватный механизм контроля. Частные же компании «плывут, как могут».

В итоге это становится головной болью работника, которому в будущем придется оформлять пенсию.

Если у вас остались вопросы или нужна помощь юриста по пенсионным вопросам – оставьте заявку на горячей линии и вам обязательно дадут бесплатную консультацию.

Николай Константинович
Опытный автоюрист, осуществляющий консультирование и защиту прав автовладельцев по различного рода ситуациям в том числе жертвам ДТП и страховых компаний.