Штрафы за старые машины: уже скоро. Минтранс готовит поправки

Минтранс активно работает над ограничением въезда не соответствующих экологическому классу машин в городские зоны.

Министерство транспорта подготовило проект внедрения зон, в которые не будут допущены машины определенного (более низкого) экологического класса. За нарушение планируемых ограничений водителям будут грозить немаленькие штрафы, которые можно в полной мере называть «штрафом за старую машину».

Как это будет?

Все началось с октября 2018 года, когда Президентский совет по правам человека подготовил ряд рекомендаций, касающихся борьбе с загрязнением окружающей среды и представил их Президенту. После того, как документы из Кремля попали в Правительство, вице-премьер Максим Акимов дал поручение профильным ведомствам подготовить «дорожную карту» необходимых изменений для закрепления в крупных городах зон, доступ в которые старым автомобилем с низким экологическим классом будет закрыт.

И вот Минтранс уже отчитался перед журналистам об исполнении поручения Правительства – «дорожная карта» готова и теперь введение ограничений на перемещение старых автомобилей в крупных городах лишь вопрос времени.

В Минтрансе обмолвились, что право определения пределов тех или иных зон будет делегировано властям на местах, а они должны ввести экологические зоны с обязательным учетом с мнения жителей.

Кому это помешает?

Всего в Регламенте Таможенного союза прописано 4 экологических класса. Чем ниже класс – тем старше машина и хуже ее воздействие на окружающую среду. Отечественные автомобили старше 10 лет и вовсе не имеют документации на соответствие тому или иному классу  автоматически оказываются вне закона.

знаки ограничения для старых машин

Рассматривается вопрос упрощенного определения экологического класса для них, исходя из модели, однако не исключается и «автоматическое» присвоение самого низкого класса всем машинам, которые не имеют о нем информации в документах.

Планируется, что первые «ограниченные зоны» будут развернуты в Москве и Санкт-Петербурге.

Юридически в ПДД все давно готово – есть и необходимые знаки, и описательная база на них. Мы уже рассматривали ограничения по экологическому классу в материале «Ограничения для старых машин».

Какое наказание грозит?

Штраф за нарушение требований знаков, ограничивающих перемещение «низких» экологических классов будут подготовлены к октябрю 2019 года. Сейчас нарушение требований таких знаков карается штрафом в 500 рублей – за нарушение требований прочих знаков и разметки (ст. 12.6 КоАП РФ — часть 1).

Штрафы за старые машины: уже скоро. Минтранс готовит поправки

Минтранс намерен ввести куда более серьезные санкции, поскольку действующие ограничения сведут на «нет» все усилия по взятию под контроль ситуацию со старым автотранспортом.

Что говорят эксперты?

Идея не нашла поддержки ни со стороны общественности, ни со стороны представителей властей. С одной стороны, все понимают – бороться со «старым выхлопом» надо, но в то же время подобные ограничения могут стать лишь способом пополнения бюджета.

Зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков в беседе с «Ъ» опасается, что после введения осуждаемых норм старые авто практически утратят законную возможность езды по улицам столицы и будут регулярно платить штрафы. В итоге под эгидой защиты экологии будет просто создана дополнительная система пополнения бюджета.

Автоюрист Николай Марков так же прокомментировал нововведения

Николай Константинович
Задать вопрос юристу

Поскольку экологический класс автомобиля столь же очевиден, как и, например, его модель, то не исключено в будущем и подключение автоматических систем контроля за нарождением старых машин «в чистой зоне».

Засветился на камере – лови штраф, поскольку твой автомобиль не предназначен для нахождения в этой зоне. В таких условиях даже сегодняшнего штрафа в 500 рублей будет более чем достаточно, чтобы обеспечить бюджет внушительной «компенсацией» за экологию ежедневно.

К счастью, пока данный вопрос будет согласован и поступят первые результаты его работы – у автовладельцев еще есть время задуматься над модернизацией своего автопарка. А применительно к столице и вовсе есть смысл отказаться от автомобиля в городских поездках в пользу такси и общественного транспорта. Расходы по времени и нервам несоизмеримы с потенциальными плюсами самостоятельного перемещения на автомобиле.

Николай Константинович
Опытный автоюрист, осуществляющий консультирование и защиту прав автовладельцев по различного рода ситуациям в том числе жертвам ДТП и страховых компаний.