Граждане смогут «выписывать штрафы» автохамам через мобильное приложение

Законопроект о «народных инспекторах» принят в первом чтении в Госдуме. Скоро любой гражданин сможет «наказать» нарушителя ПДД.

Государственной Думой РФ рассмотрен и принят в первом чтении законопроект, который предоставляет гражданам с активной позицией фиксировать и отправлять «куда следует» различные нарушения ПДД.

До настоящего времени по любому опубликованному и даже зафиксированному на фото- и видео-записи правонарушению в сфере дорожного движения органы ГИБДД должны были проводить соответствующую проверку.

Предлагаемая процедура по введению «народных инспекторов» в разы упрощает привлечение нарушителей ПДД к административной ответственности. В частности, в КоАП РФ вносится еще одно условие для привлечения водителей к административной ответственности – это фиксация нарушения без протокола, но через специальное программное обеспечение.

Госуслуги и приложение: оружие пролетариата

Такие нарушения, как неправильная парковка или стоянка, игнорирование красного сигнала светофора, езда по встречке, непредставление пешеходам преимущества и другие очевидные правонарушения неравнодушные граждане смогут зафиксировать на фото или видео, а затем передать на рассмотрение компетентных органов.

Полный перечень правонарушений перечислен в поправках, вносимых в КоАП РФ. Выдержка приводится ниже.

Для этого им потребуется:

  • Иметь подтвержденную учетную запись на портале «Госуслуг»;
  • Скачать и установить специальное приложение, через которое осуществляется фиксация и которое исключает возможность редактирования фотографии или видеозаписи.

Приложение в настоящий момент лишь в планах, поэтому если закон пройдет все окончательные согласования – то в силу он вступил лишь через 180 суток с даты опубликования.

Инициаторы законопроекта уверены в успехе нововведения, ссылаясь на положительную практику использования приложения «Помощник Москвы», через которое с помощью гражданских активистов ежегодно фиксируются десятки тысяч правонарушений. В нем даже поставлен своеобразный рекорд – один из граждан, не раскрывающий своего имени для публики, всего лишь за одну неделю зафиксировал более чем 150 правонарушений, связанных с неправильной стоянкой.

Примечательно, что законопроект находился на рассмотрении в Госдуме с 2017 года. Полное движение поправок можно отследить на официальном сайте.

Как отреагировало общество?

Водители, судя по комментариям к большинству публикаций, крайне негативно восприняли грядущие поправки. Тут же были продуманы различные теории о возможных злоупотреблениях, например —  фотографировании стоящей на обочине неисправной машины с последующим направлением материала с пометкой «езда по обочине».

Однако если проанализировать официальную информацию, для каждого вида правонарушения обязательны определенные способы фиксации. Так, любые правонарушения, связанные с движением, необходимо фиксировать с помощью видеозаписи и никак иначе.

Приложение пока что не готово и на одну лишь его разработку потребуется свыше 1.5 млрд. рублей, которые власти легко и непринужденно «отобьют» в виде штрафов. Порядок разработки приложения и особенностей его использования будет утвержден Правительством РФ.

Так же ничего неизвестно, будут ли сознательным гражданам начисляться какие-либо «баллы» или бонусы за поддержание правопорядка.

Вместе с тем, многие водители уверены в полной нелегитимности такого способа поддержания порядка, полагая, что надзором должны заниматься ГИБДД, а не всякие «активисты». Подобную же реакцию часто можно видеть по отношению к мобильным камерам видеофиксации, которые находятся в фактическом ведении коммерческих компаний.

Комментирует юрист

Наш автоюрист Николай Марков прокомментировал инициативу по внедрению «народных инспекторов».

Николай Константинович
Задать вопрос юристу

Начинание интересное. Отсылки к тому, что «работу ГИБДД должны выполнять ГИБДД» это лишь слабая защитная реакция убежденных правонарушителей. Такие правонарушения как остановка в неположенном месте или езда по встречке не требуют особого расследования и составления массы документации.

Если видеозапись позволяет идентифицировать автомобиль и позволяет на 100% достоверно установить состав правонарушения (видны все знаки, разметка), то о какой незаконности речь? Нельзя на каждого водителя выделить экипаж ГИБДД. Даже на каждую тысячу водителей. Могу немного сорвать, но на ту же столицу, кажется, приходится 1 экипаж ДПС на 50-75 тыс. автомобилистов. Это несерьезно.

К сожалению, 90% водителей ездит по принципу: «Нет ГИБДД – нет нарушения». Осмотрелись, не обнаружили автомобиль «гаишников» и можно творить что угодно: проехать на красный, рвануть по встречке, проскочить по обочине. Все, такому стилю езды приходит конец.

Ну и главный удар придется на любителей парковаться где и как попало, что, разумеется, очень не понравится большинству водителей в крупных городах, где априори есть проблема с парковкой.

Николай Константинович
Опытный автоюрист, осуществляющий консультирование и защиту прав автовладельцев по различного рода ситуациям в том числе жертвам ДТП и страховых компаний.