Верховный суд разрешил не возить распечатку электронного полиса ОСАГО

Сотрудники ГИБДД не вправе привлекать водителя за отсутствие бумажного полиса  ОСАГО.

С противоречивым и неожиданным разъяснением выступил Верховный суд в своем недавнем Постановлении Пленума №20 от 25.06.2019 года.

В частности ВС РФ изложил свою позицию касаемо предъявления сотруднику ГИБДД бумажной «версии» полиса ОСАГО, если обязанность по страхованию исполнена водителем или владельцем автомобиля путем покупки электронной страховки е-ОСАГО.

Как по закону сейчас: нужна ли «бумажная» страховка е-ОСАГО?

То, что даже при наличии электронной страховки с собой нужно возить бумажную «серую» копию электронного полиса уже прочно вошло в привычку большинства водителей. До спорного разъяснения практически все без исключения юристы и суды толковали действующие нормативные акты следующим образом.

П. 2.1.1. ПДД устанавливает обязанность водителей транспортных средств иметь при себе как бумажный полис ОСАГО, так и «распечатанную на бумажном носителе информацию», которой можно подтвердить исполнение обязанности по страхованию ответственности.

Полный пункт правил без сокращений ниже.

Ответственность за нарушение данного требования установлена ст. 12.3 часть 2 КоАП РФ – а именно управление транспортом водителем, у которого при себе нет перечисленных в 2.1.1. документов. Штраф в этом случае составит 500 рублей или предупреждение.

Если же у водителя не просто нет документа, но и отсутствует страховка как таковая – ответственность наступит по ст. 12.37 КоАП РФ и будет наложена в виде штрафа в 800 рублей.

Что разъяснил Верховный суд?

В своем Постановлении Пленума ВС РФ отметил, что отсутствие у водителя «бумажного» варианта полиса в случаях, когда ответственность застрахована путем покупки полиса электронного ОСАГО, не может являться объективным составом правонарушения, которое предусмотрено  ст. 12.3 КоАП РФ. То есть за отсутствие предусмотренных ПДД документов.

Полная цитата из п. 5 Постановления приводится ниже.

Говоря проще, инспектор ГИБДД не вправе требовать бумажный полис (в любом виде!), если у водителя есть действующее е-ОСАГО. В противном же случае, когда страховки нет совсем, ответственность будет наступать уже за езду без страховки.

А как же ПДД?

Опытные юристы слегка обескуражены – а как же быть с Правилами, которые прямо предписывают водителю возить «бумажный» вариант электронной страховки? Ведь мы уже процитировали их выше и никаких сомнений нет – сведения об электронной страховке водитель обязан иметь при себе!

Как оказалось, все несколько проще. Или сложнее – кому как.

Дословно в ПДД в п. 2.1.1 требование о наличии «бумажной версии» электронной страховки звучит как «…распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении договора…». То есть, нет прямого требования возить с собой именно полис! По сути – это любая информация. Реквизиты полиса уже достаточны для исполнения этого пункта ПДД.

А уж проверить автомобиль на наличие активного полиса ОСАГО инспектор ГИБДД сможет без проблем и без предоставления бумажного полиса или иных сведений.

Что делать водителю?

Разъяснение ВС РФ внесло некий сумбур в сложившуюся и достаточно адекватную практику.

По сути, нет никакой проблемы в хранении при себе бумажного носителя со сведениями о том, что машина застрахована с помощью электронного ОСАГО. Даже копии электронного полиса – исполнение требований ПДД в этой части не займет много времени и не потребует финансовых затрат, максимально – распечатка 1 листа бумаги и вы не будете опасаться вольной трактовки правил ни ГИБДД, ни судами.

Но если по какой-то причине такого бумаги у вас нет, а инспектор угрожает штрафом – процитируйте ему Постановление Пленума ВС РФ и сообщите, что обязательно оспорите выписанный штраф в суде.

И мы полностью согласны, что застраховавший автомобиль электронным ОСАГО водитель не обязан чего-либо доказывать, но лучше всего руководствоваться пока что Правилами,  а не рекомендациями ВС РФ. Право в РФ у нас не прецедентное, поэтому все мысли Пленума ВС РФ – это лишь рекомендации, а не обязательные указания. Хотя суды их часто и используют как таковые.

Если у вас остались вопросы – задайте их нашим автоюристам по телефону горячей линии ниже или попросите обратный звонок. Консультация бесплатная!

 

Николай Константинович
Опытный автоюрист, осуществляющий консультирование и защиту прав автовладельцев по различного рода ситуациям в том числе жертвам ДТП и страховых компаний.