Запрет на курение за рулем абсурден. Комментирует юрист

На прошлой неделе новостные порталы были встревожены достаточно громким предложением Дмитрия Свищева, являющегося членом комитета Госдумы по физической культуре и спорту.

Представитель Госдумы предложил наложить строжайший запрет на курение за рулем водителями, установив серьезные штрафы за такое нарушение. По мнению инициатора предложения, курение за рулем не только пагубно влияет на пассажиров, но и отвлекает водителя от дороги. То сигарету уронил, то зажигалка нужна, то пепел не туда упал. Подобная идея, разумеется, поддержки у водителей не нашла, вызвав бурю эмоций — очередной штраф на ровном месте.

Юристы тоже слегка обескуражены и вот почему.

Запрет курить в машине – скорее фантастика

Инициативу комментирует наш автоюрист, Николай Марков

Николай Константинович
Задать вопрос юристу

Запретить курение водителем в автомобиле, конечно же, можно. И более чем уверен, что в обозримом будущем такой запрет будет введен в действие, поскольку дополнительные штрафы и прочие финансовые обременения за счет «самой богатой категории» граждан стали регулярно тенденцией.

Вот только сложность доказывания подобного правонарушения вплотную приближается к штрафам за ремень (см. подробный разбор ситуации про ремни безопасности).

Суды уже не так охотно «подмахивают» все показания полицейских, требуя фиксации нарушения или регистратором автомобиля, или иным гаджетом.

А как полиция будет фиксировать курение?

Теоретически с этим могли бы справиться и дорожные камеры, однако это повлечет массу спорных ситуаций. Ведь водитель скажет, что не курил, просто держал во рту… скажем, соломку – есть такое хлебобулочное лакомство. Что делать суду? Отменять штраф однозначно, ведь доказательств нет.

Инспектору же ГИБДД уличить водителя в курении будет крайне сложно.

  • Допустим, он видел, что водитель курит. Остановил машину. А сигарета уже в пепельнице. Что делать? Ссылаться на то, что он «видел»?
  • Любой суд подобный протокол легко и непринужденно отменит, даже не вдаваясь в подробности — нет фиксации, нет доказательств.
  • Водитель получит право взыскать причиненный ему моральный вред с полицейского.

К сожалению при введении такого штрафа он может стать очередным формальным нарушением, которое выписывают, когда нет возможности доказать что-то более сложное.

Например, водителя остановили за «сплошную». Но доказательств нет. И ему «великодушно» разрешают махнуть нарушение на ремень или детскою кресло, ну чтобы без лишения. ГИБДД получает «галочки» по редким штрафам, а водитель верит, что «чудом избежал лишения».

Вот штраф за курение за рулем может стать как раз таким номинальным составом, который будут просто вытягивать клещами.

А как в других странах?

При этом во многих Европейских странах курение за рулем строжайше запрещено. Так, Великобритании курение водителем в ходе движения может стоить ему штрафа до 50 евро, а выброшенный в окно окурок – вдвое больше.

Беларусь, к слову, уже приняла поправки, ограничивающие в курении водителей грузового автотранспорта и служебных авто.

В Японии курение в автотранспорте фиксируют автоматические камеры и собственнику машины грозят очень серьезные штрафы. К тому же дифференцированные – суммы штрафов растут в зависимости от частоты нарушений. А вот в США курить можно практически во всех штатах, управляя автомобилем.

Опасно все-таки курение?

История знает несколько серьезных ДТП, случившихся именно по вине курения – водитель отвлекался на упавшую сигарету или обжигался пеплом, допуская ошибки на дороге.

Поэтому предложение властей все же не лишено смысла, но труднореализуемо в исполнении и контроле. Поэтому больший эффект явно будет от профилактики курения за рулем социальной рекламой.

Понравилась статья? Подписывайтесь на нашу ленту в Яндекс.Дзен, чтобы не пропустить новые интересные материалы!

Нужна консультация или услуга юриста? Звоните!
Юрист перезвонит вам в течение 10-15 минут. Или задайте вопрос в форме ниже.

Николай Константинович
Опытный автоюрист, осуществляющий консультирование и защиту прав автовладельцев по различного рода ситуациям в том числе жертвам ДТП и страховых компаний.