Соответствующий законопроект подготовлен Министерством транспорта и коснется не только скоростного режима, но и правил остановки и стоянки вне специально отведенных для этого мест на автотрассах.
Согласно поправкам, Минтранс предлагает ужесточить ответственность до 3000 рублей за медленную езду по автомагистралям, а также по дорогам, которые обозначены знаками 5.3 – «Дорога для автомобилей». Аналогичное ужесточение предлагается и за нарушение правил остановки на автомагистралях.
Чем вызваны такие изменения?
Подобные поправки выглядят нетипично на фоне «закручивания гаек» и попыток снизить нештрафуемый скоростной порог, однако Минтранс приводит вполне разумные доводы в этой части.
Пояснительная записка гласит, что необходимость изменений обусловлена тяжелыми последствиями от столкновений с едущими медленно в попутном направлении автомобилями, равно как и остановившимися вне специально предназначенных мест. Статистика на стороне инициатора поправок – в 2018 году на дорогах, находящихся в ведении «Автодора», погибло пятьдесят девять человек, что почти на 30% выше по сравнению с 2017 годом.
Контролировать соблюдение ПДД будут системы автоматической фиксации, но лишь в части нарушения правил стоянки и остановки вне специальных «карманов».
В настоящее время ответственность за нарушение правил движения автомобилей по автомагистралям установлена ч. 1 ст. 12.11 КоАП РФ, которая запрещает автомобилям, не имеющим возможности развить скорость более 40 км/ч движение по автомагистрали. Эта же статья заодно наказывает за остановку или стоянку в неположенном месте.
Ответственность установлена в виде штрафа в 1000 рублей.
Вместе с тем, законопроект вызывает ряд вопросов, на которых акцентирует внимание наш автоюрист, Николай Марков.
Комментарии юриста
Из содержания статьи 12.11 в текущей редакции усматривается, что вменение статьи возможно лишь в случае, если автомобиль имеет техническое состояние и характеристики, которые исключают его движение быстрее 40 км/ч.
Выдержка из статьи опубликована выше.
При этом законопроектом не вносится никаких изменений на этот счет – статья по-прежнему будет распространяться только на «тихоходные» транспортные средства или же имеющие неисправности. Чаще всего медленная езда по автомагистрали обусловлена именно состоянием автомобиля, а это уже влечет административную ответственность.
Само по себе движение по автомагистрали со скоростью 40 км/ч не образует состава правонарушения, однако если водитель будет остановлен инспектором ГИБДД и будет выяснено, что машина неисправна – штрафа ему не избежать.
Здравое зерно все же есть
Вместе с тем опасения Минтранса не лишены смысла – остановки на автотрассах часто становятся причинами аварии, поскольку водители не готовы к тому, что по ходу движения внезапно появляется стоящий автомобиль. А последствия от подобных происшествий практически всегда очень печальны, особенно в плотном потоке автотранспорта. Кроме того многие водители небрежно относятся к безопасности как себя. так и других участников движения и даже при вынужденной остановке не принимают достаточных мер.
Аналогично хотелось бы принять меры и к слишком медленным водителям, движущимся далее правого ряда. Штраф за медленную езду для водителей-тихоходов по автомагистрали был бы оправдан, но вопрос допустимости скорости движения в той или иной ситуации все же был и остается в ведении водителя. Это одновременно обязывает его двигаться так, чтобы не создавать помех окружающим, но и доказать умышленную медленную езду практически невозможно — всегда можно заявить, что снизил скорость, увидев виляющий перед ним автомобиль.
В обозримом будущем водители скоро будут, видимо, поставлены в жесткие лимиты скорости на автомагистрали – как в минимальной величине, так и в максимальной. Вот только исполнение подобных ограничений на практике может обернуться массой проблем.