Выпивал в заведенной машине – подошел инспектор ДПС. Что делать?

Лишиться прав за распитие спиртного в заведенной машине можно легко и просто. Случаев употребления алкоголя в автомобиле, в том числе и заведенном в холодное время, великое множество. Практически каждый владелец машины, иногда употребляющий спиртное, хоть раз – но пил его именно в автомобиле и при этом не имел даже мысли о дальнейшем управлении машиной. ГИБДД в таких случаях практически всегда пытается вменить управление автомобилем в пьяном виде, особенно если двигатель был включен. Что делать, если водитель выпивал в заведенной машине и к нему подошел инспектор ДПС?

Не дразните охотника или о «законности» пития в автомобиле

Выпивать в автомобиле, особенно на виду посторонних людей в общественном месте, это признак дурного тона. Да, автомобиль частная собственность и ни одним законом употреблять в нем спиртные напитки не запрещается. Но станьте на место граждан, которые видят явную пьянку в машине?

Любой озабоченный безопасностью себя и жителей гражданин имеет полное моральное право позвонить в ГИБДД и сообщить, что вот прямо сейчас на парковке некие граждане распивают спиртное в машине, периодически ее заводят и вот-вот поедут кататься.

И не имеет значения, что вы культурно распиваете пиво с приятелем, выходя на улицу покурить, а машину включая лишь для прогрева – на фоне множества пьяных ДТП такие подозрения гражданина обоснованы. Ну а далее – ГИБДД, претензии и обвинения и много-много нервов на защиту своих прав при вменении «потенциального» нарушения.

Поэтому, самый простой способ избежать конфликта с ГИБДД при распитии спиртного в заведенной машине – это не пить его там. Совсем. Автомобиль – для поездок, в самом крайнем случае – для ночевки.

Если же вам совершенно невмоготу и больше негде пропустить пиво или чего покрепче, то постарайтесь скрыться с посторонних глаз и не привлекайте внимания прохожих. Не стоит рисоваться на улице с бутылкой пива или же с открытым окном демонстративно опрокидывать спиртное.  Да, мы в курсе, что «не запрещено». Но выбор за вами: или «моя машина, что хочу делаю» или же экономия нервов и времени.

По сложившейся практике ГИБДД оформляют за пьянку даже водителей, которые:

  • Ночуют в автомобиле в нетрезвом виде, периодически его включая или же держа машину заведенной;
  • Пьют на пассажирском сиденье;
  • Периодически включают двигатель на короткие промежутки времени;
  • Пьют в припаркованной машине с заглушенным мотором.

Что делать, если ДПС все же прибыло

Сразу оговоримся: универсальной инструкции, гарантирующей полное освобождение от всех рисков, нет!

Есть целый комплекс самых различных действий, которые в будущем помогут доказать вашу правоту.

  1. Всегда держите включенным в автомобиле видеорегистратор. При появлении сотрудников ГИБДД – разверните его на них и обязательно убедитесь в работающей звукозаписи.
  2. Не передавайте сотрудникам документы, подтверждающие право на управление автомобилем. Это водительское удостоверение и полис ОСАГО. Вы не управляете машиной, а потому и документы вам не нужны. Вот СТС – другое дело, поскольку ГИБДД имеет право убедиться, что вы не угонщик и не хулиган, забравшийся в чужую машину.
  3. Привлеките максимум свидетелей. Друзья, знакомые, соседи по дому или проковке. Кому-нибудь поручите вести автономную видеозапись беседы и всей обстановки: как стоит машина, где находится экипаж ГИБДД и т.д.
  4. Не соглашайтесь на прохождение медицинского освидетельствования! Вы, повторимся, не управляете автомобилем, а для дальнейшей защиты не будет иметь значения, вменят ли вам пьяное управление автомобилем или же отказ от медосвидетельствования. В обоих случаях придется доказывать, что машиной вы не управляли.
  5. Не поддавайтесь на провокации сотрудников ГИБДД, вроде как «включите двигатель, покажите, что машина исправна» или же «проедете полметра назад?» – они могут быть обыграны под различные ситуации, но если вы «попадетесь» – то прав уже лишитесь гарантированно.
  6. Если есть знакомый юрист, готовый выехать немедленно – звоните ему сразу же. Это – лучшая защита, поскольку грамотная фиксация обстоятельств вменяемого правонарушения тут же охладит пыл сотрудников полиции.

Весь этот перечень – лишь рекомендация, 100% защиты от лишения прав за распитие спиртного в заведенной машине он не гарантирует. Если протокол будет составлен – защищаться придется уже только в суде.

Если завел двигатель – управлял?

Ни закон, ни ПДД, ни даже судебная практика не придают тождественного смысла фактам управления и включения двигателя автомобиля.

Так, Правила дорожного движения в разделе 1.2, описывающем основные термины и определения, не формулируют «управление транспортным средством», оставляя данный термин на толкование сотрудникам ГИБДД и судам. В тексте ПДД под «управлением» понимается обычно движение транспортного средства.

выпивал в заведенной машине

Суды, и ГИБДД подходят к определению «управления» автомобилем проще – если двигатель включен, то управление имело место быть.

Косвенно в этом им помогает убеждаться Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств” (ТР ТС 018/2011), который, описывает, что такое «орган управления транспортным средством». Исходя из определения ниже, легко можно понять – включение/выключение двигателя прямо относится к управлению автомобилем.

Но в законе никаких отсылок к этому регламенту в части установления факта управления нет!

Судебная практика в этой части тоже неоднозначна. Можно найти как дела о лишении прав за распитие спиртного в заведенной машине, так и в разы более редкие решения апелляционных судов о прекращении дел.

В ближайшее время мы постараемся сделать обширный обзор реальных ситуаций по «мотивам» судебных решений в едином банке судебных актов ГАС «Правосудие» bsr.sudrf.ru. Практика по данному вопросу очень часто складывается не в пользу водителей и за распитие спиртного в машине, особенно в заведенной, регулярно лишают прав.

Подписывайтесь на нашу ленту в Яндекс.Дзен, чтобы не пропустить новые интересные материалы!

Нужна консультация или услуга юриста? Звоните!
Юрист перезвонит вам в течение 10-15 минут. Или задайте вопрос в форме ниже.

Николай Константинович
Опытный автоюрист, осуществляющий консультирование и защиту прав автовладельцев по различного рода ситуациям в том числе жертвам ДТП и страховых компаний.