Обочечник – это помеха справа?

Обочечник - помеха справаВсе чаще встречается твердая уверенность «обочечников» — любителей перемещаться по обочине в объезд медленно идущего потока – в их приоритете на дороге. Якобы и включенный поворотник дает им преимущество, и помехой справа они являются для едущих в своем потоке водителей. Подобные ситуации можно регулярно увидеть как на Youtube, так и к нашим юристам поступают самые разнообразные вопросы на этот счет. Попробуем разобраться.

Вопрос: Ехал по трассе М4, была пробка, поток двигался еле-еле. Проехал сужение дороги, как метров через 100 в наш ряд начал «встраиваться» легковой автомобиль с обочины. Ехал с поворотником, ждал, что я его пропущу и вдруг резко повернул, в итоге чуть-чуть поцарапал ему крыло и диск на колесе. Человек меня обвинил в том, что я не пропустил помеху справа, а у него был включен поворотник и я обязан был его пропустить, а после сужения дороги – и вовсе могу лишиться прав. В итоге отдал ему 1000 рублей, чтобы не тратить время. Понимаю, что он не прав, но где это написано?

Обочечники не могут быть помехой справа!

Ответ: Выезжающие с обочины водители не имеют приоритета и не являются помехой справа. Правило «помехи справа», при котором водитель обязан уступать дорогу автомобилям, едущим с правой стороны, применимо в случаях, когда ни один другой способ регулирования двжиения (светофор, знаки) не применим или же не дает однозначного толкования очередности проезда.

Грубо говоря, когда что-то непонятно, работает светофор и нет знаков приоритета – всегда пропускай машину справа.

Самые распространенные правила «помехи справа»:

  1. Проезд равнозначных и нерегулируемых перекрестков (п. 13.11 ПДД).
  2. Разъезд автомобилей на придворовых территориях, автозаправочных станциях, парковках;
  3. Перестроение из ряда в ряд.

Именно со ссылкой на последнее правило, прописанное в п. 8.4 ПДД, «обочечники» и вводят в заблуждение законопослушных водителей, не уступивших им дорогу.

Но что же говорит пункт 8.4? Полная выдержка приведена ниже.

обочечник не помеха справа

Мысль предельно понятна: если транспортные средства одновременно перестраиваются, то тогда работает правило «помехи справа».

Есть еще пункт 8,9 ПДД, согласно которому ввиду отсутствия очередностей проезда ТС, должно быть пропущено то транспортное средство, которое находится справа. Это требование ПДД актуально для равнозначных перекрестков и придворовых территорий.

Но ведь выезд с обочины – разве не перестроение?

Нет. Езда по обочинам прямо запрещена п. 9.9 ПДД, следовательно ни о каком «перестроении» с обочины речи не идет. Даже если пытаться применять п. 8.4 ПДД «по аналогии» (что уже неверно), то при перестроении водитель обязан пропустить движущиеся в попутном направлении автомобили. То есть «обочечник», даже если будет думать, что едет по обочине, как по полосе, ОБЯЗАН пропустить вас.

Увы, у любителей объезжать пробки не по правилам свое видение ПДД и собственные принципы. Однако это ни в коем случае не может избавить их от ответственности по ч. 1 ст. 12.15 КоАП РФ, наказывающей за перемещение по обочинам. Штраф не очень большой, но весьма ощутимый – 1500 рублей.

На трассе, к сожалению, такие штрафы выписывать некому – экипажей ДПС мало, количество камер весьма ограниченно и в большинстве своем не настроено на выявление таких правонарушений. А вот в черте города любителей кататься по обочинам радостно встретят комплексы видеофиксации.

Включил поворотник – извольте пропустить?

Еще одна пьеса из театра абсурда – твердая уверенность выезжающего с обочины водителя в том, что включенный левый поворотник гарантирует ему место в левом ряду и влечет обязанность потока пустить заблудшую душу к себе.

Нет, нет и еще раз нет! Поворотник – это предупреждающий сигнал на автомобиле, ни в одном пункте ПДД он не дает никаких преимуществ, а служит лишь для информирования участников движения о своих маневрах.

Поэтому любые доводы о том, что «у меня же поворотник – ты должен меня пустить» можете игнорировать!

Пропускать ли обочечника или нет?

Дело каждого. С юридической точки зрения вы не обязаны это делать. Остальное зависит от вашей принципиальности и убеждений.

Но помните главное:

  • Не пропустите вы – пропустит кто-нибудь еще, а такие водители обязательно найдутся. Стоит ли тратить нервы на выяснение отношений?
  • Очень значительное число «обочечников» это люди, уверенные в своей правоте. Они могут без зазрения совести подставить борт своей машины под удар и вы потеряете несколько часов времени на разбирательства.
  • Если же вы уверены в своих силах, никуда не спешите, у вас крепкие нервы – вполне можно пойти на принцип и не давать хода наглецу, решившему быть самым умным.

При необходимости взыскания ущерба по ДТП или страховой компенсации ОСАГО, как часто бывает после встречи с особо упрямыми любителями обочины, вы можете обратиться за помощью к нашим юристам. Пишите и звоните им прямо сейчас!

Николай Константинович
Опытный автоюрист, осуществляющий консультирование и защиту прав автовладельцев по различного рода ситуациям в том числе жертвам ДТП и страховых компаний.