Власти смогут следить за маршрутом частных автомобилей

«Большой брат» уже близко. Беспрецедентные системы контроля в скором будущем могут увидеть свет.

В сети активно обсуждается информация о разработке информационно-телематической системы «Автодата», которая будет собирать и в автоматическом режиме анализировать сведения о географии перемещения автомобилей, стиле езды водителя и другие сведения.

Что это за система?

О данной системе первым рассказал президент «ГЛОНАСС» Александр Гурко.

Цели создания подобной системы вполне благородны – прогнозирование пробок, оценка стиля езды водителя для ОСАГО, своевременное оказание помощи при ДТП, экономический анализ и так далее.

При этом устанавливать дополнительное оборудование в автомобиль не потребуется – все будет работать со штатными системами ГЛОНАСС, которые устанавливаются во все новые автомобили на территории РФ. Таким образом уже в самом ближайшем будущем владельцы относительно новых автомобилей могут оказаться «под колпаком», а ряд автовладельцев уже сейчас активно избавляется от «шпионской системы», отключая ее сразу после покупки.

Изначально ГЛОНАСС, помимо навигации, должен был значительно помогать водителю – в том числе в автоматическом режиме сообщать о случившемся дорожно-транспортном происшествии, реагируя на срабатывание специальных датчиков.

Водитель так же мог вызвать экстренную помощь без звонка, послав сигнал SOS простым нажатием кнопки – сведения поступали в службу 112 с точной привязкой координат.

И вот теперь не самые приятные новости озадачивают автомобилистов: кто, на каком основании и в каком порядке получит доступ к более чем конфиденциальной информации?

Насколько велик риск утечки?

Самая главная проблема – если база попадет к мошенникам. Если внимательно изучить всю имеющуюся информацию о сети «Автодата» — это большой банк данных с массой конфиденциальных сведений.

Злоумышленники могут использовать украденные данные как для махинаций со страховкой, так и для банального шантажа. Да и ревнивые жены не откажутся выкупить сведения о перемещениях своего мужа.

В любом случае перед запуском даже в режиме тестирования специалистам нужно обеспечить «непробиваемую» безопасность «Автодаты», иначе быть беде.

Но доступ в любом случае будет лишь у государственных органов: полиции, возможно еще каких-то структур. Лоббирует инициативу в данный момент Минтранс, преследуя какие-то свои цели.

Но есть и польза?!

Есть, вот только водители эту пользу едва ли оценят.

  • Во-первых, система будет анализировать стиль езды и особенности вождения. Она без труда определит, если водитель проехал по дороге с односторонним движением или же развернулся там, где запрещено. Что она будет делать с этими данными – неизвестно, но едва ли в ГИБДД откажутся от пары лишних протоколов.
  • Во-вторых, уйдут в прошлое все варианты мошенничества с ОСАГО: подставные ЖТП, оформление полиса после аварии и т.д. и т.п. Каждое действие и движение автомобиля сохранится в «Автодате» как на авиационном самописце.
  • В-третьих, автомобиль всегда под контролем. Собственник всегда сможет его найти в случае угона, а экстренные службы – оперативно оказать помощь.
Дополнительные плюсы – на перспективу экономического развития. С помощью «Автодаты» можно анализировать объем трафика, ценовой сегмент машин, интенсивность движения и т.д. Маркетологи, владельцы рекламных мест и прочие представители бизнеса такую информацию оторвут с руками.

А что с юридической точки зрения?

Николай Константинович
Бесплатный вопрос юристу

Информацию об «Автодате» комментирует юрист, Николай Марков.

Информации пока очень мало. Что это за система, как ее будут использовать? С правовой точки зрения, с владельцем автомобиля должно заключаться соглашение об обработке его персональных данных сов семи гарантиями. Пока что ничто не мешает отказаться от такого сбора данных, а заодно и от «ГЛОНАСС».

В то же время еще один вопрос – а должен ли собственник машины иметь доступ к этим данным? Например, посмотреть  — куда ездят те, кто ей пользуется – сотрудник, старшие дети или, в конце-то концов, жена.

Возможно, мы стоим на пороге новой эры тотального контроля, но насколько это плохо  — покажет лишь время. В любом случае ни юридически, ни технически ничего не готово. Кто будет ставить «умную систему» на старую «классику», которой невиданно много колесит по дорогам страны?

Николай Константинович
Опытный автоюрист, осуществляющий консультирование и защиту прав автовладельцев по различного рода ситуациям в том числе жертвам ДТП и страховых компаний.