Содержание
«Большой брат» уже близко. Беспрецедентные системы контроля в скором будущем могут увидеть свет.
В сети активно обсуждается информация о разработке информационно-телематической системы «Автодата», которая будет собирать и в автоматическом режиме анализировать сведения о географии перемещения автомобилей, стиле езды водителя и другие сведения.
Что это за система?
О данной системе первым рассказал президент «ГЛОНАСС» Александр Гурко.
Цели создания подобной системы вполне благородны – прогнозирование пробок, оценка стиля езды водителя для ОСАГО, своевременное оказание помощи при ДТП, экономический анализ и так далее.
При этом устанавливать дополнительное оборудование в автомобиль не потребуется – все будет работать со штатными системами ГЛОНАСС, которые устанавливаются во все новые автомобили на территории РФ. Таким образом уже в самом ближайшем будущем владельцы относительно новых автомобилей могут оказаться «под колпаком», а ряд автовладельцев уже сейчас активно избавляется от «шпионской системы», отключая ее сразу после покупки.
Изначально ГЛОНАСС, помимо навигации, должен был значительно помогать водителю – в том числе в автоматическом режиме сообщать о случившемся дорожно-транспортном происшествии, реагируя на срабатывание специальных датчиков.
Водитель так же мог вызвать экстренную помощь без звонка, послав сигнал SOS простым нажатием кнопки – сведения поступали в службу 112 с точной привязкой координат.
И вот теперь не самые приятные новости озадачивают автомобилистов: кто, на каком основании и в каком порядке получит доступ к более чем конфиденциальной информации?
Насколько велик риск утечки?
Самая главная проблема – если база попадет к мошенникам. Если внимательно изучить всю имеющуюся информацию о сети «Автодата» — это большой банк данных с массой конфиденциальных сведений.
Злоумышленники могут использовать украденные данные как для махинаций со страховкой, так и для банального шантажа. Да и ревнивые жены не откажутся выкупить сведения о перемещениях своего мужа.
В любом случае перед запуском даже в режиме тестирования специалистам нужно обеспечить «непробиваемую» безопасность «Автодаты», иначе быть беде.
Но доступ в любом случае будет лишь у государственных органов: полиции, возможно еще каких-то структур. Лоббирует инициативу в данный момент Минтранс, преследуя какие-то свои цели.
Но есть и польза?!
Есть, вот только водители эту пользу едва ли оценят.
- Во-первых, система будет анализировать стиль езды и особенности вождения. Она без труда определит, если водитель проехал по дороге с односторонним движением или же развернулся там, где запрещено. Что она будет делать с этими данными – неизвестно, но едва ли в ГИБДД откажутся от пары лишних протоколов.
- Во-вторых, уйдут в прошлое все варианты мошенничества с ОСАГО: подставные ЖТП, оформление полиса после аварии и т.д. и т.п. Каждое действие и движение автомобиля сохранится в «Автодате» как на авиационном самописце.
- В-третьих, автомобиль всегда под контролем. Собственник всегда сможет его найти в случае угона, а экстренные службы – оперативно оказать помощь.
А что с юридической точки зрения?
Информацию об «Автодате» комментирует юрист, Николай Марков.
Информации пока очень мало. Что это за система, как ее будут использовать? С правовой точки зрения, с владельцем автомобиля должно заключаться соглашение об обработке его персональных данных сов семи гарантиями. Пока что ничто не мешает отказаться от такого сбора данных, а заодно и от «ГЛОНАСС».
В то же время еще один вопрос – а должен ли собственник машины иметь доступ к этим данным? Например, посмотреть — куда ездят те, кто ей пользуется – сотрудник, старшие дети или, в конце-то концов, жена.
Возможно, мы стоим на пороге новой эры тотального контроля, но насколько это плохо — покажет лишь время. В любом случае ни юридически, ни технически ничего не готово. Кто будет ставить «умную систему» на старую «классику», которой невиданно много колесит по дорогам страны?