Завышен износ по ОСАГО: что делать?

Что делать, если завышен износ по ОСАГО и назначена выплата в меньшем размере, нежели нужно для ремонта?

После ДТП страховое возмещение по автомобилю с частичными повреждениями не всегда покрывает стоимость ремонта. Полис ОСАГО предусматривает расчет выплат с учетом износа узлов и деталей авто. Больше всего страдают от этого владельцы автомобилей с большим пробегом или возрастом, поскольку именно в их отношении часто завышен износ по ОСАГО.

Проверить соответствие размера выплат после экспертной оценки можно самостоятельно, однако лучше доверить эти действия независимым экспертам. Если у вас возникли вопросы по расчету износа для ОСАГО – задайте вопрос нашим автоюристам по телефонам горячей линии.

Как и кем проводится расчет

Согласно законодательству РФ пострадавшая в ДТП сторона выбирает из двух способов восстановления своего авто:

  • получение страховой выплаты за поврежденные детали с учетом износа по ОСАГО и ремонт транспорта на эти деньги;
  • замена поврежденных частей авто на новые силами СТО, оплачиваемая страховщиком, с последующим получением денег из расчета средней стоимости новых деталей по справочнику РСА.

В первом случае амортизация страховых выплат рассчитывается в процентах страховщиком. Цена заменяющегося элемента авто рассчитывается из средней стоимости запчасти по единому справочнику РСА для региона регистрации транспортного средства, умноженного на амортизационный коэффициент.

Стоимость запасных частей по справочнику определяется на дату совершения ДТП. Износ определяется только для деталей, требующих замены.

Во втором случае оплата новых запчастей часто оказывается ниже реальной покупной стоимости, поэтому разницу компенсирует потерпевший.

Как рассчитывается коэффициент

Износ по ОСАГО рассчитывается по формуле, приведенной в Положении Центрального Банка РФ № 432-П от 2014 года. При расчете эксперт учитывает срок службы детали, дату выпуска и пробег автомобиля. При наличии дефектов деталей авто, связанных с неправильной эксплуатацией и ремонтом с нарушением технологии, эксперт включает в формулу дополнительный коэффициент.

К таким дефектам относятся:

  • несвойственная деталям коррозия;
  • повреждение неокрашенных пластиковых элементов кузова и узлов, не связанных с ДТП;
  • нарушение технологии ремонта узлов автомобиля;
  • различные вставки, сделанные при ремонте узлов;
  • сколы и трещины на зеркалах, стеклах, фарах размером более 10% от площади элемента;
  • различные дефекты кузова, занимающие более 10% площади и не относящиеся к повреждениям в случившемся ДТП.

Для подтверждения небольшого срока эксплуатации деталей предъявляются чеки с датой покупки. Страховка ОСАГО предусматривает максимально низкий коэффициент износа в размере 50%.

В том же Положении № 432-П есть перечень деталей, на которые не рассчитывается коэффициент износа. Это касается узлов автомобиля, которые отвечают за безопасность пассажиров при движении:

  • тормозная система;
  • рулевая система;
  • ремни безопасности вместе с креплениями и замками;
  • детские кресла и устройства, отвечающие за безопасную перевозку детей;
  • подушки безопасности.

Страховые компании идут навстречу сознательным автовладельцам и предлагают ОСАГО без учета износа в случаях, когда водитель на протяжении нескольких лет не становился виновником аварий.

В случаях, когда полис ОСАГО не покрывает затрат на ремонт пострадавшего автомобиля, с виновника ДТП взыскать разницу не получится. Законы РФ указывают, что виновник аварии — лицо, застраховавшее свою ответственность, поэтому нанесенный им ущерб компенсируется страховщиком.

Что делать, если износ завышен?

Вариантов действий для автовладельца, которому при расчете стоимости компенсации был существенно завышен износ по ОСАГО, два:

  1. Проводить альтернативную независимую экспертизу и требовать через суд взыскания большей компенсации или недоплаченной части выплат.
  2. Взыскивать недостающую сумму в рамках износа автомобиля с виновника ДТП если не хватило выплат ОСАГО на ремонт, что не всегда реально ввиду отсутствия денежных средств у последнего.

В обоих случаях подача искового заявления осуществляется через районный суд.

  • При иске к страховой компании в рамках закона о защите прав потребителей истец может подать его как по месту нахождения ответчика, так и по месту своего жительства.
  • Если иск подается к виновнику ДТП, то его следует предъявлять по месту жительства ответчика.
Опытные юристы окажут необходимую помощь в составлении искового заявления и соберут все необходимые доказательства.

Как пересчитать износ по ОСАГО?

Только проведя независимую экспертизу автомобиля. При этом мнения юристов о времени ее проведения (до суда или после подачи иска) значительно расходятся.

  1. Если экспертиза будет проведена до суда. а затем поставлена под сомнение с назначением повторной – истец может потерять свои денежные средства, взыскать которые за ее проведение он не сможет.
  2. Если экспертиза будет проведена в суде за счет ответчика и подтвердит отсутствие оснований для снижения износа по ОСАГО, то расходы на ее проведение будут взысканы с истца.

В любом случае не избежать возможных затрат денежных средств, поэтому лучше всегда заблаговременно консультироваться с опытным юристом по взысканию ущерба и спорам ОСАГО.

 

Николай Константинович
Опытный автоюрист, осуществляющий консультирование и защиту прав автовладельцев по различного рода ситуациям в том числе жертвам ДТП и страховых компаний.