Судебные споры со страховой по ОСАГО: как выиграть, к чему готовиться?

Судебные споры со страховойЗаконодательство об ОСАГО изменяется практически каждый год. Иногда и по несколько раз за 12 месяцев. С конца 2017 года страховщики в приоритетном порядке должны проводить ремонт автомобиля, а не платить деньгами. В результате изменений поменялась и практика судов, разрешающих споры со страховой компанией по ОСАГО.

Еще в начале 2016 года спор в суде о страховой компенсации решался без всяких проблем. Потерпевший получал выплату, а после этого проводил экспертизу. Выяснялось, что выплата была занижена. Поэтому он писал претензию страховщику и при отрицательном на нее ответе шел в суд, где с легкостью выигрывал дела. Как итог, он получал не только положенную компенсацию, но и штраф, и неустойку. «Бонусы» составляли суммарно не менее 50% от присужденной суммы.

Такая ситуация была воспринята властями как неправильная. И под влиянием страховых компаний государство начало реформировать саму систему обязательного автострахования. Первым шагом стала передача регулирования автострахования в сферу Центробанка, который мгновенно создал новую методику расчета ремонта и новое Положение о правилах страхования. Помимо этого, союз автостраховщиков установил определенные цены деталей, которые необходимо учитывать при определении ущерба.

Затем был изменен сам закон «Об ОСАГО». Тем самым власть установила приоритет ремонта над денежной компенсацией, которая теперь возможна при полной гибели автомобиля, превышении цены ремонта в 400 тыс. рублей, а также, если в аварии виноваты оба участника. В результате произошел капитальный передел практики по спорам со страховыми компаниями, которая нарабатывалась последние 14 лет.

Увеличение компенсации

Несмотря на законодательные изменения, потерпевшие как прежде обращаются в суд, если хотят увеличить размер выплаты. Это происходит по причине того, что немало застрахованных лиц приобрели свои полисы до вступления в силу изменений. Поэтому в отношении них действуют старые правила. Но и тут есть свои изменения. Из-за методики ЦБ РФ, были снижены размеры дополнительных компенсаций.

Типичным примером подобного дела является следующее решение суда. В данном случае владелец иномарки стал участником ДТП не по своей вине. Страховщик перечислил компенсацию, но ее размер не устроил потерпевшего, который затем провел независимую экспертизу. В результате оценщик насчитал, что страховая компания не доплатила около 90 тыс. рублей.

Когда дело дошло до суда, страховщик указал на нарушение оценщиком методики ЦБ РФ. По результатам новой экспертизы, страховая компания не доплатила только 40 тыс. рублей. В итоге суд взыскал именно эту сумму, а также штрафы. В результате можно говорить о том, что с использованием новой методики шансы получить со страховщика дополнительную сумму в несколько раз превышающие изначальную компенсацию, сведены практически к нулю.

Подобные судебные споры со страховой различные суды рассматривают практически ежедневно по всей стране и практика будет нарабатываться вновь. Наши юристы по ОСАГО имеют обширный опыт работы и массу выигранных дел.

Новые проблемы: споры со страховой станут сложнее

Изменения в законе доставили также и новые проблемы. Оказалось, что страховой ремонт часто проводится низкого качества. В итоге суды оказались завалены делами о взыскании штрафов, стоимости устранения недочетов и компенсации морального вреда.

Такие ситуации развиваются по одному сценарию. Потерпевший получает плохо отремонтированный автомобиль и сразу идет к независимому эксперту, который делает заключение, указывая в нем о проведении некачественного ремонта.

Чаще всего заключения полностью соответствуют действительности. Как итог, судебные споры со страховой заканчиваются взысканием со страховщиков не только платы за устранение дефектов, но и возмещают моральный ущерб и накладывают штраф.

Отказ в выплате

До 2014 года потерпевший мог даже не представить свой автомобиль на осмотр и все равно получал выплату через суд. Однако эта практика также была полностью сломлена Верховным судом, который в 2017 году в очередной раз отметил, что застрахованное лицо обязано предоставить машину для осмотра.

Если раньше гражданин мог приложить к своему заявлению в страховую компанию мнение независимой экспертизы и сразу получить выплату, либо уже потом через суд, то теперь подобные дела заканчиваются в пользу страховщиков. Суды, отказывая потерпевшим, теперь говорят о том, что он не выполнил свои обязанности, наложенные на него законом.

Взыскание с виновника, не застрахованного по ОСАГО

Как и прежде, нередки дела против граждан, виновных в ДТП и не застрахованных по ОСАГО. Эту категорию дел новшества не коснулись. Однако в реальности подавать в суд в таких случаях не всегда будет эффективной стратегией. Обычно виновники – это малообеспеченные люди. Они покупают страховки по заниженным ценам, которые по факту оказывают поддельными.

Также встречаются люди, у которых вовсе нет полиса, даже фиктивного. Но с них тоже практически нереально взыскать деньги. Поэтому лучше попытаться выиграть судебный спор со страховой компанией, чем терроризировать человека.

Взыскание ущерба сверх лимита

Часто бывает, что размер ущерба превышает лимит страхового возмещения. В таких случаях разницу приходится взыскивать с виновного лица. Практика сложилась давно. Пик дел пришелся на кризисный 2015-й год.

После этого государство подняло лимит до 400 тыс. рублей и количество подобных дел уменьшилось, но выросли количеством судебные споры со страховой компанией в целом по стране.

Степень вины участников аварии

В результате аварии иногда сложно установить, кто является виновником. В подобных случаях пострадавшие могут рассчитывать на выплату денежной суммы, которая покрывает не более 50% от ущерба. Некоторых такое положение дел не устраивает, и они обращаются с иском в суд. Исход спора в подобном случае зависит успеха в доказывании вины другого участника аварии. Зачастую для положительного исхода приходится тратить несколько месяцев, а иногда проходить все судебные инстанции вплоть до Верховного суда.

Кроме того, возможно и обжалование постановление сотрудника ГИБДД о признании лица виновным в совершении аварии. Если суд примет положительное решение, то тогда человек сразу должен подать иск к страховой компании.

Итог: судебные споры со страховой без юриста обречены

Можно констатировать, что изменения в законе «Об ОСАГО» и в страховой сфере снизили количество мошеннических действий со страховками, а также упростили компаниям ведение бизнеса. Кроме того, увеличение лимита выплат снизило нагрузку на суды, но усложнило судебные споры со страховой в целом. Однако приоритет ремонта над компенсацией вылился в проблему некачественного оказания услуг и новым судебным спорам.

Как итог, судебная практика, которую нарабатывали последние 16 лет, начинает формоваться почти с нуля. Теперь уже нельзя говорить о предсказуемости решений судов. Итог каждого дела сложно предугадать. Поэтому в таких ситуациях могут помочь только грамотные юристы по ОСАГО.

Если у вас остались вопросы по судебному спору со страховой компанией – задайте этот вопрос нашим юристам!