Содержание
Нововведения, предложенные Минфином в отношении обязательного страхования ОСАГО в начале года, предположительно вступят в законную силу в мае 2017 года. Стоит отметить, что многие автовладельцы против реформы ОСАГО, поскольку согласно новым условиям страхования пострадавшее в результате ДТП лицо может рассчитывать только на проведение восстановительного ремонта за счет страховщика, выплата компенсационных средств утратит свою актуальность.
Планируемая процедура реализация реформы стала причиной возникновения множества споров относительно новых правил возмещения вреда, причиненного ДТП. Некоторые автомобилисты даже высказывают мнение, что полная отмена ОСАГО была бы выгоднее для собственников транспортных средств, нежели внесение поправок подобного рода. Несмотря на это, президент РСА И. Юргенс, ознакомившись с планом и особенностями нововведений, отметил их эффективность и актуальность.
Как отмечают представители Минфина, глобальное изменение условий полиса, станет новым этапом во взаимоотношениях между страховщиками и страхователями. Характер данных отношений подлежит изменению в корне, некоторые поправки требуют экстренного введения, что поможет избежать незаконных действий со стороны автомошенников, агрессии автоюристов. Реализация запланированных изменений будет осуществляться поэтапно, что будет максимально способствовать постепенной адаптации и оптимизации процесса реформирования.
Первый этап предполагает введение наиболее экстренных реформ, не терпящих отлагательств, последующий – осуществление действий и реализацию поправок, которые можно выполнить через определенное время.
Реализация первого этапа реформы ОСАГО
Большая реформа ОСАГО предполагает переход от денежного расчета к натуральному. На первом этапе ее реализации планируется внедрить в жизнь новое условие компенсации ущерба, предусматривающее не покрытие вреда в денежном эквиваленте, как это было ранее, а проведение восстановительного ремонта.
Дополнительная информация! Госдума поддержала предложение о внесении изменений в условия страхования авто ОСАГО, однако с некоторой оговоркой. Возмещение ущерба, причиненного ДТП, путем проведения восстановительного ремонта следует применять только к тем страхователям, которые заключили договор со страховой компанией по истечении месяца с момента обнародования рассматриваемых поправок посредством их опубликования.
Согласно прогнозам Минфина восполнение затрат пострадавшей стороны в натуральной форме будет производиться в 90% случаев. Особенностью данного аспекта является тот факт, что право выбора формы компенсации остается за страховщиками, то есть последние могут выполнить условия договора страхования как путем выплаты страховой суммы, так и посредством проведения ремонта по восстановлению автомобиля.
Следует ожидать, что последствия введения поправок будут по-разному восприниматься сторонами страхового договора. Так, страховщики получат возможность контролировать процедуру натуральной компенсации, таким образом, обезопасив себя от недобросовестных автомобилистов и мошенников, которые иногда пытаются обманным путем увеличить размер выплаты по ОСАГО при наступлении страхового случая.
Выгоды страхователя
Что касается выгоды страхователя, то ее наличие в данном случае весьма сомнительно, поскольку последний полностью лишается возможности самостоятельно подобрать наиболее подходящие детали, контролировать процедуру проведения ремонта, а также качество выполнения работ. Следует отметить, что с этой стороны нововведение вряд ли можно назвать выгодным и эффективным для собственников поврежденных в результате дорожно-транспортного происшествия транспортных средств.
Глава Российского союза автостраховщиков настаивает на том, чтобы реализация процесса реформирования осуществлялась с учетом следующих условий:
- собственникам авто должно предоставляться право выбора между денежной и натуральной компенсацией в случае невыполнения страховщиком основных условий проведения восстановительного ремонта;
- страховая компания обязана предоставить страхователю направление на проведение восстановительных работ и варианты сервисных центров, которые последний вправе выбирать по собственному усмотрению;
- перед выполнением условий договора по компенсации ущерба необходимо проводить независимую экспертизу ТС, на основаниях которой впоследствии будет осуществляться выплата средств или проведение ремонтных работ;
- в случае натурального расчета страхователь обязан гарантировать качество запланированных работ, а также возможность контролировать их проведение.
По мнению главы РСА внедрение вышеперечисленных условий сделает процедуру реформирования безболезненной, а ее последствия более выгодными для владельцев ТС.
Дополнительная информация! По большой реформе ОСАГО процесс начался в начале 2017 года, второе чтение, результатом которого вполне может быть внесение новых поправок с учетом изложенных требований, запланировано на 15 марта нынешнего года.
К основным преимуществам реформы ОСАГО 2017 И. Юргенс относит отсутствие требования учитывать износ деталей во время проведения восстановительных работ. Так, если ранее при исчислении компенсации нужно было учитывать амортизационный износ транспортного средства и поврежденных в результате аварии деталей, то согласно проекту реформы ОСАГО данное требование не выдвигается.
Помимо изменений, связанных с переходом к натуральному расчету, на первом этапе предполагается увеличить размер страховой суммы по незначительным дорожно-транспортным происшествиям, которые разрешено оформлять без участия третьих лиц, вдвое. Действующий на данный момент лимит в 50 тысяч рублей планируется поднять до 100 тысяч, что, по сути, увеличивает шансы участников аварии, зафиксировавших факт ДТП в европротоколе, получить компенсацию вреда в полной мере.
Предложение поддержал Н. Тюрников, являющийся главой Ассоциации по защите прав автострахователей, а также представители Центрального банка, поскольку, по их мнению, осуществить качественный ремонт поврежденного во время столкновения ТС за 50 тысяч рублей просто невозможно.
Особенности второго этапа реформы по ОСАГО
Вторая группа поправок включает пункты, внедрение которых планируется провести после реализации глобальных изменений в автостраховании ОСАГО.
К новшествам второго плана относят:
- отмену требования учитывать коэффициент мощности автомобиля при установлении стоимости страховки. Стоит отметить, что данное новшество имеет как ряд приверженцев, в числе которых владельцы машин с высокой мощностью, так и противников. Против отмены коэффициента мощности выступают автовладельцы, транспортные средства которых имеют малую мощность, поскольку для них стоимость полиса в разы увеличится. Владельцы мощных автомобилей в случае вступления проекта в законную силу получат возможность приобретать страховку ОСАГО по более выгодной цене;
- внедрение коэффициента систематичности нарушений ПДД. На данном аспекте настаивают представители МВД, требуя внесения в проект пункта, согласно которому при установлении стоимости полиса и расчете выплат по ОСАГО будет учитываться количество грубых нарушений ПДД страхователем. Так, страхователь, нарушивший правила дорожного движения и соответственно, привлекавшийся к административной ответственности от 5 до 9 раз в течение 12 месяцев, заплатит за страховку практически вдвое больше, чем законопослушный водитель. Стоимость полиса для нарушителей возрастает на 80 %. Если количество нарушений более 9, за страховку придется заплатить в 3 раза больше.
Последние новости относительно категорий полисов
Согласно проекту реформы полисы будут разделены на 3 категории, отличающиеся стоимостью и страховым лимитом.
- Эконом-вариант. Предполагаемая сумма компенсации по данной страховке будет составлять 400 тысяч рублей, если повреждено имущество сторон, и 500 – в случае нанесения вреда жизни и/или здоровью;
- Стандартный полис. Предполагаемая сумма возмещения равна 1 млн. рублей, независимо от характера повреждений;
- полис Премиум класса. Страховой лимит 2 млн. рублей. Что при этом выступает объектом повреждения, жизнь, здоровье или автомобили участников аварии, не имеет значения.
Поуровневое деление общеобязательного полиса вызвало массу негодования, в частности со стороны представителя компании «Согаз» Ю. Горцакаляна. По мнению специалиста, ввиду того, что ОСАГО является обязательной формой страхования, условия оформления полиса должны быть неизменными для всех страхователей. К тому же, не исключено, что в результате внедрения разных категорий страховок может развиться тенденция навязывания более дорогих полисов компаниями-страховщиками.