Может ли продавец отказать в обслуживании покупателю без маски?

Распространение коронавирусной инфекции неизбежно ведет к ужесточению профилактических мер и введению новых санитарных требований. Ранее введенный в большинстве регионов обязательный масочный режим действует и поныне, но жесткий контроль за его соблюдением начат примерно с сентября текущего года. При этом упор сделан на торговые точки, которые все чаще отказывают в обслуживании клиентам без маски. Может ли продавец отказать в обслуживании покупателя без маски? Разбирается юрист.

Если у вас есть вопрос относительно правовых основ масочного режима и оспаривания назначенных санкций – задайте его нашим юристам.

Нужна юридическая помощь? Спросите сейчас!

Бесплатный номер по РФ +7-800-350-84-13 доб. 127

Что говорит закон: может ли продавец отказать в обслуживании без маски?

Основной документ, которым регламентируются Правила поведения граждан и организаций в условиях режима повышенной готовности к чрезвычайным ситуациям, это Правила поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417.

Указанным документом предусмотрено, что в целях исполнения указанных правил на местах так же могут вводиться дополнительные требования и правила для граждан и организаций.

Масочные режимы вводятся на основании постановлений/указов Губернаторов и региональных Правительств. В каждом регионе, в целом, правила практически идентичные, но могут отличаться перечни мест, где требуется обязательное ношение масок. Например, Указы Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ и от 08.06.2020 N 68-УМ, Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.03.2020 N 208 и т.д.

Практически по всей стране магазины считаются общественными местами и ношение в них средств индивидуальной защиты в виде масок является обязательным.

Торговые точки если ранее просто размещали требования о входе на их территорию только в масках, то с сентября начали активно его исполнять. В  итоге в точках, где имеется охрана, покупателей просто не пускают внутрь, а в других местах – отказываются обслуживать на кассе.

Подобные действия взывали массу возмущений и вопросов о том, может ли продавец отказать в обслуживании без маски. Ряд обращений так же поступил на нашу горячую линию.

Официальные позиции властей об отказе в обслуживании клиенту без маски

Увы, анализ действующих норм и правоприменительной практики однозначен: магазин и продавец может отказать в обслуживании без маски. В противном случае торговому заведению или должностным лицам грозит ответственность и прецеденты уже есть.

Например, № 5-42/2020 Прохоровского районного суда Белгородской области. Администратор магазина подвергнут наказанию в виде предупреждения за обслуживание покупателей без средств защиты дыхания.

Ряд ведомств, в  полномочия которых входит регулирование отношений в сфере торговли, сформировал свои собственные позиции по этому вопросу.

Роспотребнадзор в своей позиции от 20 мая 2020 года указал на полную законность торговых точек их требований об использовании масок покупателями и признал право магазинов отказывать в обслуживании клиентам, которые игнорируют требования региональных властей и федеральных санитарных норм.

Подобная позиция Роспотребнадзора, к слову, делает несостоятельной ссылку на 14.8 КоАП РФ, которой часто нерадивые покупатели пытаются «запугивать» торговую точку. Администратором и компетентным органом, составляющим протоколы по данной статье (карающей именно за отказ от обслуживания!) является Роспотребнадзор. А его позиция ясна и понятна: магазин может отказать в обслуживании покупателю без маски.

Письмом Министерства промышленности и торговли РФ от 11 мая 2020 г. N ЕВ-32091/15 говорится о возможности магазинов отказывать в обслуживании клиентов, не соблюдающих обязательный масочный режим в регионе. Так же дается рекомендация не штрафовать магазины за нарушение санитарных требований, если ими приняты все возможные меры к недопущению распространения COVID-2019. В том числе – ОТКАЗ обслуживания клиентов без масок.

Ключевой нюанс: на территории региона должен действовать режим повышенной готовности. В условиях отсутствия или отмены такого режима отказы в обслуживании покупателей без маски будут незаконны.

Можно ли обжаловать отказ магазина в обслуживании без маски?

Обжаловать его, конечно, можно – такое право у гражданина имеется. Точнее – попытаться обжаловать. Механизм оспаривания действий магазина видится такой:

  1. Фиксация отказа продавца от обслуживания вас без средств защиты.
  2. Обращение в Роспотребнадзор с жалобой.
  3. Получение отказа (а он 100% будет) от ведомства.
  4. Оспаривание отказа в суде.

Положительной судебной практики по делам об оспаривании отказов в обслуживании без маски в данный момент не имеется. Немногочисленные требования об оспаривании масочных режимов отклонены.

Обращаем внимание, что рекомендации вызывать полицию в магазин, если вам отказали в обслуживании без маски, распространяемые в сети, носят исключительно провокационный характер. Прибывший наряд полиции составит протокол в отношении покупателя без маски по ст. 20.6.1 КоАП РФ со штрафом за нарушение масочного режима. Штраф назначит суд – от 1000 до 30 тыс. рублей.

Таким образом, вызывая полицейских на случаи отказа продавца обслуживать вас без маски, вы, фактически, добровольно признаетесь в совершении административного правонарушения и рискуете получить штраф за нарушение масочного режима.

Если у вас остались вопросы – задайте их нашим юристам прямо сейчас! Консультация бесплатная.

Николай Константинович
Опытный автоюрист, осуществляющий консультирование и защиту прав автовладельцев по различного рода ситуациям в том числе жертвам ДТП и страховых компаний.