Содержание
Подготовлен законопроект о жестком наказании продавцов подержанных автомобилей, которые умышленно занижают пробег транспорта.
Депутатами законодательного собрания Санкт-Петербурга подготовлены поправки в Уголовный кодекс, направленные на борьбу с мошенничеством при продаже подержанных автомобилей. Нормы ответственности предлагается распространить как на фирмы, искажающие сведения о б/у транспорте, так и на частных лиц. По факту под контроль должны попасть все продавцы автомобилей, начиная от тех, кто размещает объявления на сайтах объявлений, заканчивая представителями автобизнеса.
В частности, наказывать штрафом от 500 тысяч до 1 млн. рублей или же исправительными работами длительностью до 360 часов предлагается за:
- Скрученный пробег;
- Сокрытие информации о попадании автомобиля в ДТП.
Кроме того, законодатели планируют в качестве мер ответственности и реальное лишение свободы.
Проект поправок уже прошел все согласования в Комитете по законодательству Санкт-Петербурга и вскоре будет рассмотрен Законодательном собранием.
Если региональные законодатели одобрят проект, то он будет передан на рассмотрение в Государственную Думу и имеет все шансы быть реализованным. Хотя с трудом верится, что за столь несерьезное нарушение будут применены столь жестокие санкции. Но меры ответственности для недобросовестных авто-продавцов все же установить стоит.
Очередная блажь или реальные меры?
По данным на 2018 год, каждый второй продаваемый с рук или через фирмы автомобиль имеет заниженный пробег или же информация о нем не содержит объективных данных о его техническом состоянии.
На авторынках же и вовсе царит хаос, когда даже собранный из двух аварийных авто транспорт может предлагается покупателю как машина, не участвовавшая в ДТП. Большинство же покупателей. Особенно когда речь идет о бюджетном сегменте до 500 тыс. рублей и вовсе не принимают мер к установлению реальной истории автомобиля.
Большинство автосалоном так же грешат существенным занижением реального пробега автомобиля. А уж информация о ДТП всячески скрывается, при этом даже могут быть исправлены наиболее существенные визуальные недостатки. Наценка автосалона на б/у автомобиль может достигать 20-30% от первоначальной стоимости, за которую он куплен.
Если машина находится в хорошем техническом состоянии, то пробег скручивают почти вдвое. Тем самым повышается ее стоимость почти на 20%.И даже в случае выявления такого факта особо предъявлять автосалону нечего – мол, машина получена в таком виде, ничего не меняли. А не все электронные системы автомобиля регистрируют дату внесения изменений.
Скрученный пробег – это мошенничество?
Инициативу комментирует автоюрист, Николай Марков
Формально любое предоставление недостоверных данных об автомобиле нарушает права потребителя. В прочих сферах торговли умышленное искажение сведений часто квалифицируют именно как мошенничество, но почему-то авторынок постоянно находится вне юрисдикции закона.
И продавцы, и покупатели прекрасно осознают все происходящее, но относятся к нему философски – бывает, что поделать. Всякий покупатель, видя дешёвый автомобиль с низким пробегом сам себе же и говорит, что он скручен и это нормально.
Конечно, тюремный срок и драконовские штрафы для частных лиц это перебор и вряд ли такой закон будет принят, а вот призвать к порядку автосалоны, торгующие б/у, нужно.
При приеме автомобиля на продажу они обязаны установить его достоверный пробег и ни в коем случае не занижать его самостоятельно.
Ну и здесь не все так просто. Следует проработать существенную техническую базу, о том, в каких пределах считается измененным пробег, как проводится его выявление и т.д. Иначе найдутся «умельцы», которые будут покупать машину у автосалона, тут же вносить изменения в пробег и «предъявлять» претензии к продавцу.
Будет ли это в реальности?
Пока это лишь новость о предложении инициативы, к тому же вносимой региональным Законодательным собранием. Но региональные власти точно так наделены правом внесения законодательных инициатив, как и федеральные депутаты. Поэтому все будет зависеть от глубины проработки законопроекта и обоснованности его применения.
Но стоит отметить что контроль пробега продаваемых автомобилей явно необходим. Многие площадки для продажи частных автомобилей уже запустили свои собственные системы сверки данных по VIN-номеру, которые позволяют выявить с каким пробегом эта машина ранее выставлялась на продажу.