«Зайцы» на платных участках М4 могут лишиться водительских прав

Сеть всколыхнуло предупреждение «Автодора» о том, что всех любителей бесплатно проезжать через терминалы оплаты платных дорогах вскоре ждет лишение водительских прав. Первыми на себе осознают ужесточившийся подход к контролю водители, проезжающие по М4.

Именно на этой трассе на терминалах оплаты были установлены алюминиевые шлагбаумы, протаранить которые без вреда для собственного автомобиля и самого шлагбаума уже не получится. При этом, поскольку в случае тарана шлагбаума, имуществу «Автодора» будет причинен ущерб, сотрудники пунктом приема платежей будут вызывать экипаж ГИБДД для оформления ДТП. А далее, если водитель «был таков», ему грозит лишение прав за оставление места ДТП или же 15 суток ареста.

Подобное уведомление, опубликованное в «Российской Газете», вызвало шквал негатива среди водителей, при этом большинство их них уверено – лишение прав в этом случае незаконно. Мы решили разобраться с ситуацией и дать свой комментарий.

Примечание: только с 14 по 17 марта на участках М4 «Дон» на пунктах оплаты было зафиксировано более 70 ДТП с повреждением новых шлагбаумов.

Не заплатил за платный участок: штраф или лишение?

До столь грозного предупреждения со стороны «Автодора» максимально строгим наказанием для «зайцев» на платных участках был штраф за проезд на запрещающий сигнал светофора.

Первое нарушение каралось по ч. 1 ст. 12.12 КоАП РФ штрафом в 1 тысячу рублей, а повторное – по части 3 штрафом в 5000 рублей или лишением на срок от 4 до 6 месяцев. Поскольку лишение за нарушения, которые зафиксированы средствами видеофиксации невозможно, то любителям сбивать шлагбаумы приходили лишь штрафы.

Многие автолюбители избегали ответственности, закрывая одну или несколько букв и цифр на номерах. Не помогали даже дежурившие возле пунктов оплаты экипажи ДПС – ведь водителей много, а оформление каждого «зайца» занимало массу времени.

Теперь добавляется еще одна мера ответственности – оставление места ДТП, если водитель пошел «на таран» или же пытался проскочить следом, но получил шлагбаумом по капоту или крыше.

Почему ДТП?

Ранее привлекать водителей за оставление места ДТП было невозможно даже при «таране» шлагбаумов. Будучи поролоновыми, они не получали повреждений, разве что его не выворачивали с корнем.

По нормам ПДД,  пунктом 1.2 определен термин «Дорожно-транспортное происшествие».

Приводим его ниже без сокращений.

Как видно, идет привязка к событию «повреждение имущества», которое очевидно наступает при таране металлического шлагбаума.

Если работник пункта приема оплаты вызывает инспекторов ДПС, они легко по камерам установят нарушителя и проведут розыскные мероприятия. А поскольку арест за оставление места ДТП назначается лишь лицам, не имеющим права управления ТС, то «зайцу», сэкономившему сотню-другую рублей придется расстаться с водительским удостоверением на срок от 4 до 6  месяцев.

Ответственность наступит по ст. 12.27 КоАП РФ (часть 2).

С новыми шлагбаумами лишат прав и без оставления места ДТП

Есть еще один нюанс, о котором пока все молчат. Допустим, вы решили проехать без оплаты. Получили шлагбаумом по крыше и остановились для оформления ДТП.

Прибывший наряд ГИБДД составляет протокол по ч. 1 ст. 12.12 КоАП РФ за проезд на запрещающий сигнал светофора, ведь именно это послужило причиной аварии!

А если вы уже «грешны», то ждите повестку в суд и вполне вероятное лишение прав по ч. 3 ст. 12.12 за повторный проезд на «красный свет».

Поэтому в самом ближайшем будущем жизнь «зайцев», всяческими способами игнорирующими сбор платы на дороге, усложнится в разы.

Законно ли лишение прав за неоплату проезда?

Николай Константинович
Задать вопрос

Ситуацию комментирует наш автоюрист, Николай Марков

Платные дороги работают уже несколько лет, но до сих пор нет адекватного механизма борьбы с зайцами.

Проблема решается одной статьей в КоАП РФ с подключением пунктов оплаты к системам видеофиксации.

Должна быть отдельная статья, наказывающая именно за неоплату проезда – желательно штрафом, кратным стоимости проезда категории транспортного средства. А информацию об автомобилях с сокрытыми номерами передавать на ближайшие посты или следующий пункт оплаты.

И как рукой снимет спесь со всех «умных» товарищей. Текущие же меры – это костыли. Штраф за проезд на красный практически не работает в отношении тех, кто прижался к автомобилям спереди. Камеры обычно не успевают зафиксировать нарушение и номер.

А вот с заменой шлагбаумов идея эффективно ударит по «зайцам»: водителю или придется оплатить штраф за проезд на «красный» или же лишиться прав за оставление места ДТП или ПОВТОРНЫЙ проезд на «красный».

Оспорить лишение прав в данном случае будет очень сложно. Не могу сказать однозначно, поскольку пока не сталкивался с материалами таких дел.

Остались вопросы? Задайте их нашим автоюристам прямо сейчас!

Понравилась статья? Подписывайтесь на нашу ленту в Яндекс.Дзен, чтобы не пропустить новые интересные материалы!

Нужна консультация или услуга юриста? Звоните!
Юрист перезвонит вам в течение 10-15 минут. Или задайте вопрос в форме ниже.

Николай Константинович
Опытный автоюрист, осуществляющий консультирование и защиту прав автовладельцев по различного рода ситуациям в том числе жертвам ДТП и страховых компаний.