Лишение прав или штраф за болты на номере не по ГОСТ в 2019 году

Болты со светоотражателями, черные крепления и другие способы крепления номера вне закона. Насколько законно использование креплений номера не по ГОСТ и что грозит водителям?

Автоюристы регулярно получали от водителей вопросы, касающиеся крепления номеров, а также ответственности за нарушение ГОСТ в этой части. Сегодня мы разберемся, можно ли использовать нестандартные болты при закреплении номеров и какая ответственность грозит за болты-катафоты с отражателями.

Часто к юристам на горячую линию поступают примерно такие вопросы, касающиеся правил крепления номерных знаков.

Вопрос 1. Добрый день! У меня установлены болты с отражателями для крепления номеров. Но они перепутаны – 1 белый и 1 красный спереди, и точно так же – сзади. Остановили ГИБДД и стали утверждать, что это нарушение влечет лишение прав от 6 месяцев до года. Кое-как убедил, что тут же уберу и знать об этом не знал, нормальные вроде попались. Законно ли такое лишение? На основании какой статьи могут лишить прав за катафоты на номере?

Вопрос 2. Какая ответственность грозит водителю, который закрепил номера при помощи болтов с отражателями? Одни ДПС-ники выписали штраф в 500 рублей, другие же угрожали лишить прав на полгода. Кто из них прав?

Подобных вопросов ежемесячно поступает несколько десятков, что свидетельствует о наличии множества заблуждений у водителей на этот счет.

Нормативная база: требования к креплению номеров

Основной документ, который нам потребуется – «Перечень неисправностей», при наличии которых исключается эксплуатация транспортного средства.

Пункт 7.15 данного документа очевидно гласит, что не допускается эксплуатация ТС если госрегзнак автомобиля установлен с нарушением положений ГОСТ Р50577-93.

Приложение «И» к указанному гост гласит, что крепление номера должно осуществляться болтами в цвет поля знака или же покрытых светлым гальваническим покрытием.

Полная выдержка пункта П.5 приводится ниже.

Явно следует, что использование болтов со светоотражающими элементами запрещается.

При этом, в пункте 3.6 «Неисправностей…» перечислены условия, при которых автомобиль не может эксплуатироваться.

В их числе:

  • Запрет на установку любых светоотражающих элементов, кроме как имеющих белый цвет – спереди автомобиля;
  • Запрет на светоотражатели любого цвета, кроме красного, установленные сзади автомобиля.

Полная выдержка пункта приводится ниже.

Получается, что использование любых болтов не по ГОСТ незаконно, а незаконное использование отражателей может обернуться еще более серьёзными последствиям.

Штраф или лишение прав за болты на номере?

Меры ответственности зависят от существа нарушения.

Если водитель будет использовать болты со светоотражателями и нарушит пункт 3.6 «Перечня неисправностей», поставив красные отражатели – спереди, а белые – сзади, то ему будет грозить лишение права управления автомобилем сроком от 6 месяцев до 1 года.

Юридические основания — часть 3 ст. 12.5 КоАП РФ.

Если же номерные знаки просто буду закреплены не по госту, например – дополнительными к двумя имеющимся болтами или же болтами иного цвета, без светоотражателей, то ответственность наступит по части 1 ст. 12.2 КоАП РФ. А именно за использование номерных знаков, закрепленных в противоречие с требованиями ГОСТ.

Лишение прав или штраф за болты на номере не по ГОСТ в 2019 году

Санкция по ней не выглядит сурово – всего лишь 500 рублей штрафа, при этом его можно оплатить со скидкой.

Как ГИБДД докажет нарушение?

Очень просто – сперва «на  глаз» обнаружив его, а затем зафиксировав посредством фото- или видеосъемки.

Устранение на месте едва ли даст какие-то преимущества, особенно когда грозит лишение прав.

После остановки инспектор ГИБДД задаст вам вопросы относительно того, признаете ли вы нарушение и понимаете его сущность, а затем начнет оформление протокола. В случае с обычным нарушением требований ГОСТ в части крепления номеров и без использования отражателей, есть все шансы отделаться предупреждением.

Судебная практика: лишают ли прав за болты на номерах?

В сети часто пишут, что подобное нарушение настолько же несерьезно, насколько и абсурдно. Мы согласны, что подведение отражателей на номере под часть 3 ст. 12.5 выглядит очень формально, поэтому решили проанализировать судебную практику на этот счет.

  • Дело № 12-129/2016 Можгинского районного суда Удмурсктой Республики. Водитель был лишен прав на 7 месяцев по части 3 ст. 12.5 КоАП РФ за использование креплений болтов красного цвета со светоотражателями. Но суд переквалифицировал содеянное на ч. 1 ст. 12.2 КоАП РФ, назначив наказание в виде штрафа. При этом по делу была проведена автотехническая экспертиза, которая установила. Что болты не являются светоотражающим приспособлением.
  • Дело №12-128/2011 Городецкого городского суда Нижегородской области. Водитель был лишен прав на 6 месяцев по ч. 3 ст. 12.5 КоАП РФ за использование болтов красного цвета при креплении номеров. Проведенной экспертизой установлено, что болты не являются светоотражающими приспособлениями. Дело было прекращено, решение мирового судьи – отменено.

Эти и другие дела вы можете найти на сайте bsr.sudrf.ru выбрав поиск по части 3 ст. 12.5 КоАП РФ в юрисдикции районных судов (первый пересмотр) и используя ключевые слова в результатах первичного поиска.

Что делать, если лишают прав за болты на номере?

В  любом случае – обжаловать судебное постановление, а лучше еще на первое рассмотрение дела явиться с грамотным адвокатом.

В любом случае потребуется проведение автотехнической экспертизы для того, чтобы очевидно доказать – что болты не являются светоотражающими приспособлением. Конечно, это дополнительные расходы, но в дальнейшем можно потребовать возмещения ущерба/

Если вам нужна оперативная помощь юристов — задайте бесплатно вопросы по горячей линии ниже или же узнайте об условиях оказания юридической помощи в вашем регионе.

Понравилась статья? Подписывайтесь на нашу ленту в Яндекс.Дзен, чтобы не пропустить новые интересные материалы!

Нужна консультация или услуга юриста? Звоните!
Юрист перезвонит вам в течение 10-15 минут. Или задайте вопрос в форме ниже.

Николай Константинович
Опытный автоюрист, осуществляющий консультирование и защиту прав автовладельцев по различного рода ситуациям в том числе жертвам ДТП и страховых компаний.