Протокол осмотра места происшествия ДТП

протокол дтп примерСтолкновение транспортных средств на дороге влечет за собой материальные потери, а в некоторых случаях физические повреждения и душевные страдания, поэтому вполне закономерно, что после совершения аварии пострадавшая сторона желает возмещения нанесенного вреда. Как добиться компенсации восстановительного ремонта и возмещения расходов, понесенных на лечение и прохождение реабилитационного курса? Ответ прост: истребовать причиненные убытки необходимо с виновника происшествия. Независимо от того каким способом решиться вопрос, мирным путем или через суд, протокол осмотра места происшествия ДТП является основным средством доказывания, свидетельствующим о факте создания аварийной ситуации и непосредственно самом столкновении.

В статье представлена информация о том, из каких частей состоит протокол осмотра места ДТП образец,  какую информацию содержит каждый раздел, а также, зачем требуется составление документа, какова его цель и задачи. Помимо этого, вы сможете узнать, в каких случаях можно составить евро протокол ДТП, для оформления которого не нужно вызывать сотрудников ГИБДД.

Дополнительная информация! С начала июля 2015 года участники движения, попавшие в ДТП, вправе самостоятельно регулировать сложившиеся отношения, касающиеся компенсации вреда, путем составления евро протокола. Фиксация обстоятельств и причин аварии сторонами происшествия самостоятельно, без вызова сотрудников ГИДББ, допускается лишь в случаях предусмотренных законодательством.

Для чего требуется составление протокола, его цели и задачи, требования к документу

составление протоколаПротокол осмотра места происшествия (ПОМП) является основным документом, подтверждающим сам факт аварии, обстоятельства, при которых она произошла, а также другие нюансы, имеющие отношение к делу. Полномочиями, необходимыми для оформления протокола осмотра, обладают только сотрудники соответствующих дорожных служб, то есть составить такой документ, заполнив стандартный бланк и скрепив его подписями участников, не удастся.

Как правило, фиксация обстоятельств столкновения требуется в том случае, если вследствие аварии было повреждено более двух ТС или же пострадали люди (ДТП с пострадавшими). Если имеет место летальный исход или причинение физического вреда средней и тяжкой степени, привлечение стражей закона обязательно. Более того, в таких случаях последние помимо стандартного протокола, должны заполнить специально созданную форму, утвержденную уголовным комитетом.

Обратите внимание! Если в происшествии принимал участие автомобиль с прицепом, его следует расценивать как 2 отдельных ТС, поэтому в таких случаях без вызова инспекторов ГИБДД также не обойтись.

Документ имеет юридическую силу и может использоваться в качестве средства доказывания во время судебного разбирательства, поэтому перед его подписанием следует внимательно прочитать все, что там зафиксировано.

Важно! При обнаружении несоответствий с реальным положением вещей в протоколе, составленном инспектором после аварии, каждая сторона дорожно-транспортного происшествия вправе делать письменные замечания и указывать на некорректные сведения. Согласно процессуальному законодательству во время заполнения бланка должны присутствовать двое понятых.

Бытует мнение, что отказавшись от подписания ПОМП, можно избежать ответственности. Это в корне неверно. Более того, именно для таких ситуаций законодателем разработан специальный порядок действий, предполагающий фиксацию отказа в протоколе и удостоверение данного факта понятыми. Лучше прописать под текстом протокола свои замечания, поставив после этого подпись, чем вообще отказаться от удостоверения документа.

Во время последующего рассмотрения дела в суде корректировки сторон, имеющиеся в документе, будут способствовать принятию справедливого решения. Также вы можете указывать на факты, оставшиеся незаметными для представителя правоохранительных органов. Так, при наличии видеоподтверждения того, что виновник  превысил скорость, вследствие чего и произошел несчастный случай, об этом необходимо упомянуть в тексте документа.  Видео, зафиксированное видеорегистратором, при  этом следует сохранить для дальнейшего предоставления в суд.

Основные разделы ПОМП

Как и другие процессуальные материалы, протокол осмотра места происшествия должен соответствовать нормам законодательства и содержать обязательные реквизиты. В противном случае его можно признать недействительным и потребовать применения всех последствий недействительности. Бланк должен содержать детальное описание места происшествия, а также другие сведения, наличие которых может помочь в установлении виновного лица и факторов, способствующих столкновению.

Как уже было сказано ранее, ПОМП должен вмещать подписи не только участников происшествия и лица, его составившего, но и понятых. Отсутствие данного реквизита свидетельствует о его несоответствии законодательным требованиям и соответственно, о его недействительности.

ПОМП состоит из трех разделов, каждый из которых дополняет друг друга и позволяет воссоздать полную картину сложившейся ситуации.

Структура протокола

  1. вводная часть;
  2. описательная;
  3. заключительная.

Какие сведения вмещает вводная часть

ПОМП заполняется на специальном бланке, лицом, обладающим необходимым объемом полномочий.

Во вводной части должны быть представлены следующие сведения:

  • информация о должностном лице, прибывшем на место несчастного случая, осмотревшем место, где произошла авария, и заполнившем бланк;
  • точная дата и время дорожно-транспортного происшествия и заполнения протокола;
  • личные данные о сторонах, участвующих в столкновении, информация об их транспортных средствах (марка авто, модель, год выпуска), а также сведения о страховщиках. В том случае, если гражданская ответственность одного из участников наезда или же обоих не застрахована, об этом следует также указывать;
  • ФИО каждого понятого, их может быть не менее двух, контактные данные. Перед тем, как привлекать понятых сотрудник ГИБДД обязан разъяснить последним их обязанности, а также предупредить о том, что в случае возникновения спорной ситуации в будущем они могут быть вызваны в зал судебных заседаний для дачи показаний. Также понятых необходимо предупредить о том, что процедура составления протокола займет определенное время, поэтому им следует пересмотреть свои планы на день и внести соответствующие коррективы. стоит отметить, что именно по этой причине найти людей согласных быть понятыми не так уж и просто.
Важно! Понятыми могут быть только незаинтересованные лица, не имеющие отношения к делу, достигшие совершеннолетия, вменяемые, дееспособные. К примеру, если впоследствии выясниться, что одним из понятых выступил сотрудников ГИБДД или несовершеннолетний гражданин, законность такого документа можно оспорить, поскольку данное нарушение противоречит процессуальным требованиям.
  • сведения о погодных условиях на момент совершения ДТП и составления протокола, состоянии дорожного покрытия, качестве освещения, видимости, обзорности;
  • подтверждение или отрицание факта перемещения транспортных средств их владельцами после несчастного случая. Сотрудник ГИБДД должен оценить ситуацию и установить изменилось ли положение автомобилей с момента совершения ДТП;
  • сведения о наличии видео- и фотоматериалов, с указанием параметров и наименования аппаратов, с помощью которых была выполнена съемка. Так, при наличии записи видеорегистратора, необходимо внести данные о модели прибора, его технических характеристиках;
  • сведения о месте совершения ДТП. С какой улицы, на какую происходил осмотр.
Важно! Участники столкновения должны сразу же после совершения наезда покинуть автомобиль, оставив все в неизменном положении. Это позволит избежать предъявления обвинений в попытке скрыть следы преступления в будущем.

Требования к описательной части

В описательной части ПОМП должна содержаться следующая информация:

  1. типовая характеристика того отрезка дороги, на котором произошло столкновение (автомагистраль, перекресток, главная дорога и прочее);
  2. наличие дорожных знаков и особенности разметки на данном участке. Если отрезок является аварийным, об этом также следует указать в документе;
  3. в каком направлении осуществляется движение транспортных средств на данном участке;
  4. какое покрытие характерно для отрезка дороги, на котором произошло ДТП (асфальт, грунтовая дорога). Здесь же фиксируется сведения относительно качества дорожного покрытия (наличие ям);
  5. как были размещены машины во время дорожно-транспортного происшествия. чтобы проведенные измерения были более точными, сотрудники ГИБДД, как правило, используют специальные инструменты (рулетку);
  6. характеристика тормозного пути автотранспорта, сведения о наличии обломков, отвалившихся в результате аварии деталях;
  7. наличие или отсутствие видимых повреждений на кузове машин-участниц столкновения. Для установления дефектов, наличие которых невозможно установить на глаз, требуется проведение независимой экспертизы. Независимая экспертиза после ДТП помогает определить размер материального вреда, подлежащего возмещению виновником аварии;
  8. информация относительно технического состояния транспортного средства. Впоследствии участник происшествия вправе заказать проведение автотехнической экспертизы. Техническая экспертиза при ДТП позволяет установить причины и обстоятельства, которые способствовали совершению наезда.

Дополнительная информация! Описательная часть ПОМП является основной, поэтому должна содержать максимум информации, характеризующей место и обстоятельства происшествия. Чем полнее будет картина, тем больше вероятности того, что виновное лицо будет установлено, а убытки пострадавшего покрыты в полном объеме.

Если во время аварии пострадали люди, сведения об их состоянии, наличии телесных повреждений, а также следов крови, вносятся в описательную часть протокола.

Предназначение и основные элементы заключительной части

Заключительный раздел, как правило, вмещает сведения о дополнительных материалах, прилагаемых к документу и имеющих отношение к делу. Это могут быть фотографии, видеоматериалы, зафиксированные видеорегистратором, а также другие средства доказывания. К примеру, схематическое изображение происшествия, показания свидетелей.

Основные элементы заключительной части:

  • подписи водителей, участвовавших в аварии;
  • подпись лица, составившего ПОМП;
  • подписи понятых;

Дополнительные элементы протокола:

  • при наличии возражений и замечаний у сторон ДТП данная информация вносится в текст документа.
Важно! Сотрудник ГИБДД, составивший протокол осмотра обязан выдать копию документа по требованию сторон. О выдаче копии свидетельствует подпись лица, ее получившего.

Порядок действий после аварии поэтапно

Чтобы не усугубить ситуацию, удалив необходимые для расследования следы нарушения, после столкновения следует выполнить такие действия:

  • покинуть авто, при этом, не перемещая предметов;
  • записать контактные данные случайных свидетелей происшествия, номера машин, водители которых видели столкновение;
  • если во время наезда пострадали водители, пассажиры или другие участники движения, необходимо немедленно с места аварии вызвать скорую неотложную помощь. Вред здоровью при ДТП, особенно если это тяжкий вред здоровью, является основанием для привлечения виновного лица к уголовной ответственности;
  • позвонить в полицию и сообщить о факте ДТП, указать место аварии и поле этого ждать приезда инспектора;
  • позвонить в страховую компанию и уведомить страховщика о произошедшем. Ведь компенсация ущерба производится за счет страховой компании. Только в том случае, если размер убытков превышает страховую сумму, покрытие разницы ложится на плечи виновника несчастного случая. Расчет выплаты по ОСАГО, впрочем, как и расчет выплаты по КАСКО, осуществляется согласно условиям страхового договора;
  • созвониться с родственниками или близкими знакомыми, чтобы те как можно быстрее привезли видеозаписывающие приборы, позволяющие произвести фиксацию последствий аварии и дальнейших событий;
  • после приезда сотрудников ГИБДД остается только ждать, когда все данный будут внесены в протокол. После этого документ необходимо внимательно прочитать, в случае наличия несоответствий с действительностью, зафиксировать свои замечания по этому поводу под текстом протокола осмотра ДТП.

В каких случаях допускается составление евро протокола

Согласно законодательству в установленных специальными нормативно-правовыми актами случаях участники ДТП имеют право урегулировать вопрос возмещения убытков, причиненных ДТП, самостоятельно, не привлекая при этом сотрудников ГИБДД. Основным документом, свидетельствующим о факте столкновения и желании сторон компенсировать убытки мирным путем, является в таком случае евро протокол.

Когда закон допускает составление евро протокола

  • в происшествии принимало участие не более двух ТС;
  • во время аварии не пострадали люди;
  • восстановительного ремонта требуют только те автомобили, которые участвовали в столкновении;
  • все требования относительно страхования авто выдержаны: ответственность сторон застрахована в ОСАГО, срок действия полиса еще не истек, страховка действительна;
  • между сторонами нет споров относительно способа и порядка возмещения убытков;
  • виновник происшествия и пострадавшее лицо установлены;
  • водители ТС не против составления европротокола, что подразумевает решение вопроса без привлечения правоохранительных органов.

Следующий этап, наступающий после составления протокола и проведения соответствующих экспертиз, — истребование компенсации с виновной стороны. Оптимальным вариантом является решение проблемы мирным путем. Однако не всегда удается договориться о размере компенсационных выплат полюбовно. Добиться покрытия ущерба можно путем подачи искового заявления в суд. Чтобы процедура не затянулась на долгие месяцы, и ее результат был удовлетворительным, необходима консультация автоюриста. Опытный автоюрист поможет в составлении иска и разработает наиболее эффективную стратегию ведения дела

Видео о том, как себя вести при оформлении протокола ДТП

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!
Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже.
Николай Константинович
Николай Константинович Опубликовано статей: 82
Опытный автоюрист, осуществляющий консультирование и защиту прав автовладельцев по различного рода ситуациям в том числе жертвам ДТП и страховых компаний.
Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*