Ремонтировал автомобиль в пьяном виде — лишили прав!

Мы уже разбирали самые разные ситуации, связанные с распитием спиртного в припаркованном автомобиле. Но один из случаев, с которым обратился к нашим автоюристам за помощью лишенный прав водитель, способен порвать все возможные шаблоны.  Водитель чинил автомобиль возле гаража, пил пиво, а его лишили прав за вождение в нетрезвом виде!

Как это произошло – разберемся далее. И помните – если вас лишают водительских прав за распитие спиртного в автомобиле, не оставляйте дело без внимания – обращайтесь к нашим юристам за помощью!

Ремонт автомобиля – управление?

При попытке привлечения к ответственности владельца автомобиля, распивающего в своем ТС спиртное, сотрудники ГИБДД обычно исходят из того, что «управлением принято считать всякое взаимодействие с узлами и агрегатами автомобиля». Даже если машина припаркована и в ней пьют.  Ни в КоАП РФ, ни в ПДД такого определения нет, оно сложилось в ходе правоприменительной практики.

В случае с ремонтом все не так однозначно. Если машина заведена, а под капотом копается ее владелец с бутылкой пива, то практически налицо ПОЧТИ совершенное правонарушение. Но как быть, если машина стоит, пардон, на кирпичах и без колес, а ее ремонтники выпивают в это время? Далее – обстоятельства дела курсивом, а комментарии нашего автоюриста, Николая Маркова – жирным шрифтом.

Гражданин А. – собственник автомобиля ВАЗ-2110 и его знакомый Н. чинили автомобиль возле принадлежащего А. гаража. Машина стояла в нескольких метрах от открытых ворот. А, планировал заменить тормозные колодки, поэтому оба передних колеса был сняты, машина стояла на деревянных брусьях и домкрате.

По какой-то причине «ремонтники» вызвали острую неприязнь у соседей и добропорядочные граждане вызвали полицию, сообщив, что «нетрезвый водитель катался на машине во дворе».

К месту событий прибыл экипаж ГИБДД.

Вышедший из автомобиля инспектор ДПС спросил:

— Кто водитель?

— Я, а какие вопросы? – ответил А.

— Предъявите документы! – потребовал инспектор ГИБДД.

Какие документы показывать?

Николай Константинович
Николай Марков, автоюрист

Сразу же 2 грубейших ошибки в поведении в такой ситуации!

  1. ПДД дают понятию «водитель» четкое определение – это человек, управляющий транспортным средством. Если ТС стоит на брусьях без колес – о каком управлении может идти речь? Поддавшись на заведомую провокацию, собственник автомобиля (именно так – собственник!) почти что признался в управлении ТС в нетрезвом виде.
  2. А. показал документы, подтверждающие право управления, хотя мог бы показать лишь свидетельство о регистрации ТС и свой паспорт — чтобы подтвердить законность всех проводимых с автомобилем манипуляций.  ОСАГО, кстати, показывать тоже было не нужно!

Изучив документы, сотрудник ГИБДД напрямую поинтересовался:

— Почему нарушаем, гражданин А.? Вы, я так понимаю, в пьяном виде управляли автомобилем?

— Какой управляем? Машина на приколе! Где вы управление видите? – справедливо возмутился А.

— В любом случае необходимо пройти освидетельствование, пройдемте в машину.

Никакого освидетельствования!

И А., возмущаясь, пошел вместе с инспектором! Логично, что проверка на алкостестере показала 0.65 мг/л, что достаточно для лишения права управления автомобилем.

Еще одна грубая ошибка! Управления не было, какое может быть освидетельствование?! Владелец автомобиля не должен был соглашаться на проверку с помощью алкотестера и должен был отказаться от прохождения медицинского освидетельствования, указав везде, что машиной не управлял, она физически не может ехать ввиду отсутствия колес.

Инспектор ГИБДД приступил к оформлению протоколов – сперва об отстранении от управления (хотя должен был оформить его ДО проверки на алкоголь!), а затем и административного протокола.

В основу обвинения по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ легли результаты освидетельствования и свидетельские (!) показания кого-то из соседей – по всей видимости и вызвавшего полицию.

Суд особо не стал вдаваться в детали.

  • Квитанция алкотестера есть? Есть.
  • Факт опьянения установлен и не оспаривается? Не оспаривается.
  • Свидетель подтвердил, что А. выезжал из гаража, выбирал место во дворе для ремонта, затем несколько раз заводил автомобиль. Свидетельские показания не опровергнуты.

Все! Лишить прав на 1.5 года со штрафом в 30 тыс. рублей. На все доводы против обвинения, суд отбил в решении, что «от освидетельствования не отказался», «факт опьянения не оспаривал», тем самым согласившись с вмененным правонарушением.

Что делать, если ремонтировал пьяный автомобиль и тут ДПС

К сожалению, к нам за помощью А. обратился слишком поздно – все сроки прошли, хотя есть небольшой шанс на обжалование в надзоре.

Решение, по возможности, будет размещено на сайте. Но такие случаи не единственные. Взять, к примеру, дело № 12-35/2016 Шипуновского районного суда Алтайского края. При аналогичной ситуации, суд полностью принял на веру рапорты полицейских. См. полное решение на сайте bsr.sudrf.ru

Скриншот с удивительной формулировкой судьи ниже. То есть показания свидетелей, которые видели, что привлекаемый гражданин не управлял автомобилем не исключают того, что привлекаемый им управлял!

ремонтировал машину пьяный - лишили прав

Если же вы оказались в похожей ситуации, то следуйте следующей простой инструкции:

  1. Включить видеозапись сразу же, как только сотрудники ДПС оказались в поле зрения. А лучше не выключайте видеорегистратор в машине.
  2. Документы на право УПРАВЛЕНИЯ машиной не передавайте – они лежат дома, ведь вы не управляете машиной.
  3. Медицинское освидетельствование не проходить, везде указать, что направление на него незаконно – факта управления не было.
  4. Заручитесь поддержкой свидетелей: друзья, соседи, случайные прохожие, которые однозначно скажут – машиной никто не управлял!
  5. Не заводите двигатель ни в коем случае! Даже если об этом просит сотрудник ГИБДД.

И самое главное и действенное – машина все же не для распития алкоголя. Даже во время ремонта и когда она совсем не на ходу. Помните, что вокруг слишком много «доброжелателей», которые по своим каким-то соображениям  могут добавить в вашу жизнь неприятных проблем.

Николай Константинович
Опытный автоюрист, осуществляющий консультирование и защиту прав автовладельцев по различного рода ситуациям в том числе жертвам ДТП и страховых компаний.