Почему на АЗС не доливают «на копейки»: отвечает оператор АЗС

Чаще всего водитель заправляет свой автомобиль одним из двух способов – называния литраж, который следует залить в бак, или же отдавая фиксированную сумму средств с просьбой «залить на все».

300, 500, 1000 рублей – в зависимости от свободных средств мы часто просим заправщика залить бензин на эту сумму. Это удобно и для вас – не нужно ждать сдачу и насчитывать нужную сумму, и для оператора – по той же самой причине.

И такой способ чаще всего используются как раз за наличный расчет, потому как при оплате картой нет нужды возиться со сдачей – назвал литры и полагающиеся 420 рублей 50 копеек спишутся автоматом, к примеру.

Но вот беда – вы дали 500 рублей, а в чеке указано 499 рублей 85 копеек. На 15 копеек  вы недополучили бензина. И тут начинается…

Почему так важны копейки?

Как говорили старцы – «Копейка рубль бережет», но применительно к современным реалиям торговли актуально выражение «Копейка лишь проблемы создает«.

Большинство торговых сетей давно перешли уже на округление копейки в пользу клиента, и только АЗС по-прежнему грешат «копеечными» недоливам.

В чем же причина? В сети можно встретить массу самых диких теорий, которые заставляют задуматься над адекватностью верящих в них.

Самое шедевральное — «Излишки» заправка оставляет себе для увеличения прибыли. Даже если через АЗС проходит в день 5000 автомобилей (а это – средняя пропускная способность заправки в городе или на трассе), то при «удержании» с каждой машины 20 копеек АЗС заработает 1000 рублей в день. Огромные деньги при выручке от 2.5 до 10 млн. рублей В ДЕНЬ! Глупость, очевидно.

Но это все лирика – почему же так происходит? Мы попросили ответить на этот вопрос Сергея Ф. – работающего уже свыше 10 лет на одной из АЗС Москвы.

Почему на АЗС не доливают на копейки: пример расчета

Автозаправочное оборудование может учитывать лишь определенную минимальную «дозу» бензина. Чаще всего на наиболее распространенных моделях колонок АЗС минимально-допустимый объем «залива» и контроля средствами колонки составляет 10 миллилитров, то есть 0.01 литра или 10 грамм, если вам так понятнее. И то – это касается лишь современных бензоколонок, которые произведены в последние 5-6 лет.

Автомат, при всем желании, не сможет учесть стоимость топлива по объему МЕНЕЕ 10 граммов – для этого понадобится очень сложное и дорогое оборудование, схожее с лабораторным.

Приведем пример: покупатель просит заправить его автомобиль на 500 рублей при цене бензина в 42 рубля 50 копеек.

Автоматика (та самая, которая настроена именно так и никак иначе), производит рассчет следующим образом:

  1. Первым делом посчитает число литров, которые могут быть залиты на эту сумму: делим 500 рублей на 42,5 = 11,76470588235294 литра.
  2. Округляет до ближайшего минимального числа дозы выдачи колонки: 11,760 литра (то есть 11 литров и 760 миллилитров) – мы помним, что аппарат минимально может учитывать только 10 миллилитров.
  3. Заново высчитает объем топлива, подлежащего заливке с учетом погрешности: 11,760 л * 42,5 = 499 рублей 80 копеек.

Вот именно поэтому в чеке компьютер пробивает эту сумму – 499,80. С карты, кстати, спишется именно такая сумма – до копейки. Можете взять любую сумму, любую цену бензина и посчитать самостоятельно.

Но, увы — если вы отдадите наличку – то сдачу вам, скорее всего, не отдадут. По вполне очевидным причинам – если оператор будет возиться с копейками, то очередь на АЗС растянется на сутки.

Это вообще законно? Почему у других не так?

Указание информации в чеке – да, законно. Если у других всегда пробивается ровно 500 рублей – то, поверьте, там аппаратура как раз «так настроена», чтобы округление шло до рубля или же сразу отсекается до десятичного значения сумма.

Так что те АЗС, где вы видите суммы в 499 рублей 89 копеек – как-раз таки являются честными, поскольку не вносят в работу оборудования никаких изменений.

 

Да, по закону вам обязаны выдать эти несчастные 10-12 копеек при расчете наличными.

НО! Возможна и другая ситуация – посчитайте с указанными выше исходными данными заправку на 1000 рублей.

По чеку в автоматическом режиме пройдет  1000 рублей и 3 копейки! По другим суммам – «перелив» возможен и на бОльшие суммы. Поэтому теория заговора о том, что «…в конце дня кассир забирает «недолитые» копейки из кассы» — есть лютый и неграмотный абсурд. Кому-то недолили, кому-то – перелили.

И да. Если вам автомат насчитал 500 рублей 16 копеек, то по ЗАКОНУ вы их обязаны отдать в кассу.

Можно до потери сознания доказывать, кто в данной ситуации больше всего прав – оператор АЗС или клиент. Правы все.

  • Клиент обязан оплатить услугу в полном объеме.
  • Оператор обязан выдать сдачу.

Но здравомыслящие люди понимают, что держать «в размене» килограммы мелочи по 1, 5 и 10 копеек нереально – по факту данные монеты уже выведены из оборота, хотя юридически являются платежным средством.

Для «принципиальных» у нас всегда стояла баночка с мелочью, с которой выдавали по 10-50 копеек сдачи с излишками. Потому как один неадекватный клиент своими «отдайте мне 10 копеек» способен парализовать работу колонки на 15 минут и принести массу проблем.

Самый простой вариант «не кормить магнатов», если вам так принципиальны 5-15 копеек – платить на АЗС картой. Списываться будет до копеечки именно та сумма, которую посчитал автомат.

Примечание: Если на АЗС стоит устаревшее оборудование, где оператор вручную вводит сумму транзакции в окошке терминала – то там с вас спишут именно 500 рублей, хотя, скорее всего, бензина могут недолить на целый рубль.

Николай Константинович
Опытный автоюрист, осуществляющий консультирование и защиту прав автовладельцев по различного рода ситуациям в том числе жертвам ДТП и страховых компаний.