Может ли пенсионер работать водителем в 2019 году и до какого возраста?

Каков максимальный возраст по должности водителя и можно ли уволить за достижение максимального возраста?

Тема занятости пенсионеров и увольнения лиц предпенсионного возраста последнее время  является как никогда актуальной в свете грядущих пенсионных реформ. Не остались в стороне и пенсионеры-водители, от которых к нашим автоюристам регулярно поступают самые разные вопросы, связанные с профессиональной деятельностью в качестве водителей.

Вот некоторые из них.

Вопрос 1. Работаю водителем автобуса, мне 61 год. Начальство уже год прессует – увольняйся, ты уже старый. За 5 лет не брал ни одного больничного! Чем я им не угодил? Угрожают через год уволить по статье за возраст, якобы я не гожусь в водители уже по их мнению!

Вопрос 2. Могут ли меня уволить с должности водителя на основании того, что мне 65 лет? Работаю водителем руководителя, последнее время много претензий. То опоздал на пять минут, то на больничный ушел (было подозрение на инфаркт, но ложное), то медлительный стал. Просят уйти самому, а иначе по статье уволят за здоровье. Возможно ли такое?

Подобных вопросов наши юристы получают еженедельно по несколько штук, а значит — тема действительно актуальна. Попробуем разобраться в ней максимально подробно.

Уволить по здоровью – могут. По возрасту — нет

Трудовой кодекс не предусматривает предельного возраста для работы по найму. Другими законодательными актами (например, о госслужбе или об отдельных видах службы) могут устанавливаться особые требования ля той или иной сферы, но общих ограничений на возраст нет.

При наступлении пенсионного возраста работник не лишается права работать, он лишь получает право па пенсию.

Однако, если будут выявлены проблемы со здоровьем, ему должна быть предложена иная работа, а уже в случае отказа от нее – работник подлежит увольнению по части 8 ст.77 ТК РФ.

Но не так просто взять и выгнать водителя-пенсионера со ссылкой на его возраст, для того нужно соблюсти достаточно строгую процедуру проверки состояния здоровья.

Как могут уволить водителя-пенсионера по здоровью?

Работающие водителями граждане обязаны ежедневно проходить предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр, а также же проходить периодический – не чаще 1 раза в 2 года.

Данные требования прописаны в ФЗ «О безопасности дорожного движения». В частности статья 23 прописывает обязанность водителей проходить как обязательное медосвидетельствование, так и периодические медицинские осмотры.

А пунктом 9 указанной статьи устанавливается, что если у водителя будут обнаружены признаки заболеваний, которые препятствуют управлять машиной и имеют все признаки медицинских ограничений для управления ТС, то ему необходимо пройти досрочное медицинское освидетельствование.

Порядок проведения перечисленных осмотров установлен Приказом Минздрава 835н и гласит, что водители проходят периодический осмотр на протяжении всего времени работы.

Оговоримся, что речь идет лишь о выявлении признаков заболеваний, которые  исключают управление автомобилем. Абсолютный запрет на управление ТС повлечет выявление слепоты, эпилепсии, психических расстройств, а также постановка на учет за употребление наркотических средств с признаками алкоголизма.

Полный перечень запрещенных заболеваний ниже, устанавливается он отдельным постановлением Правительства №1604 от 29 декабря 2014 года, которые мы подробно разбирали в материале «Лишение прав водителя-пенсионера по здоровью«.

Для иных категорий могут устанавливаться и иные ограничения по здоровью, поэтому следует тщательно изучить нормы указанного постановления и держать их при себе на случай злоупотреблений со стороны работодателя.

Если водитель-пенсионер часто болеет – могут ли уволить?

Обращаем внимание, что если водитель-пенсионер регулярно имеет признаки временно нетрудоспособности, которые исключают его выезд на рейс, то это НЕ ЯВЛЯЕТСЯ юридическим основанием для увольнения! В 2019 году в этой части никаких перемен не случилось.

Но следуя здравому смыслу, если водитель-пенсионер страдает, например, жесткой мигренью или же остеохондрозом, которые мешают ему управлять машиной, то все же пришло время задуматься об отдыхе или смене деятельности – на дороге поблажек не будет и невнимательность или болезненное состояние могут стоить денег, здоровья и даже жизни – своей или чужих.

Именно поэтому работодатели крайне недовольно реагируют на любые проявления болезни у водителя-пенсионера. Мало того, что это препятствует нормальной работе организации, но еще и создает риск ДТП.

Но все же:

  • Уволить «за возраст» водителя-пенсионера не могут;
  • Заболевания, не входящие в перечень по Постановлению №1604 от 29 декабря 2014 года так же не могут являться основанием к увольнению.

Но перечисленные юридические нормы вовсе не защищают от злоупотреблений или психологического давления со стороны работодателя.

В свою очередь тем водителям-пенсионерам, чья деятельность связана с повышенным риском (водители автобусов, большегрузов и т.д.) мы настоятельно рекомендуем больше акцентировать внимание на своем здоровье, а не на юридических аспектах.

Да, по закону высокое давление не лишает вас права управления. Но оно может лишить вас ВОЗМОЖНОСТИ управления. В дороге и лишь на пару минут, но этого будет достаточно вам, пассажирам автобуса или встречным участникам движения. А  вот для чего достаточно – это уже распорядится судьба.

Николай Константинович
Опытный автоюрист, осуществляющий консультирование и защиту прав автовладельцев по различного рода ситуациям в том числе жертвам ДТП и страховых компаний.